Inflation in Uzbekistan 2017: Analysis of the Consumer Price Index

Похожее изображение

The main indicator of inflationary processes in the consumer sector of the country is the consumer price index (CPI). In the country the CPI calculation system was implemented in January 1994 with the technical assistance of the International Monetary Fund.

The CPI is formed according to the Methodological provisions for the organization of observation of consumer prices (tariffs) for goods and services developed on the basis of the “Consumer Price Index Manual: Theory and Practice” (IMF, OECD, Eurostat, UNECE, World Bank and ILO).

Currently, to compute the CPI in the Republic of Uzbekistan it is used a consumer set of goods and services of 350 names divided into three large groups: food products (96 items), non-food products (188 items) and services (66 items). Thus, the consumer set on the basis of which the CPI is calculated represents a single sample for all regions of the country of the groups of goods and services most often consumed by the population of the country.

It should be noted that along with the price factor (i.e., the actual change in prices for goods and services), the share of specific goods and services also has an impact on the calculation of the CPI. Thus, in the consumer price index the movement of prices for the diversity of goods and services throughout the country is aggregated (averaged).

Composite consumer price index (CPI) and inflation level

In 2017 inflation in the consumer sector of the republic was 14.4%.

Food products became more expensive by 15.9%, non-food goods – by 16.1%, services – by 8.6%.

With an average monthly increase in consumer prices by 1.1%, most significantly the prices grew in November and December 2017 (by 2.0% and 2.7% per month), the price increase was minimum in June and July (by 0.3% and 0.4% per month).

Months

Factors influenced the level of inflation in 2017

The main factors affecting inflation in 2017:

– the devaluation and the policy pursued to liberalize the national currency led to an acceleration in the rate of inflation and affected the overall increase in prices for goods and services.

In particular, in the first half of 2017, consumer prices rose by 5.2%, only in the last four months of the year (from September to December 2017), the price increase was 7.6%. This is due, to a large extent, to an increase in the prices for imported goods, as well as an increase in production costs and prices by domestic producers supplying their products to the domestic market. A good example is the increase in retail prices for cars produced in the country, which for the year became more expensive on average by 1.5 times.

For information: the devaluation of the Russian ruble almost 2 timesin 2014 led to an increase in the level of inflation per year in Russia by 11.4% (in 2013 – 6.5%), in Kazakhstan the devaluation of the national currency in 2015 affected the growth of consumer prices by 13, 6% per year (for comparison, in 2014, inflation in the country was 7.4%).

– increase in gasoline prices from November 2017 by 39.7% led to an increase in the CPI by 0.5 p.p. (percentage points). It should also be noted that as practice shows the increase in prices for gasoline indirectly affects the price rises of other goods and services (due to increased costs of their production and transportation).

– increase in tariffs for housing and utilities services by 7.1% had an impact on the level of inflation, providing an increase in the CPI by 0.4 p.p.

As one more factor of acceleration of inflationary processes in the country it is expectations of the population and the enterprises concerning forthcoming rise in prices which even in the absence of objective factors can move the prices upwards. Inflationary expectations lead to the fact that consumers, starting to stock up on goods for future use, further stimulate price increases.

The slowdown in inflation in the summer months is mainly due to seasonal trends and the saturation of the market with fruit and vegetable products of the new harvest, which led to a decrease in prices for fruit and vegetables (in June – by 13.8%, July – by 14, 9%,  August – by 4.6%).

Structure of the effect of rising prices for goods and services on the growth of composite consumer price index

Consumer price index for food products

As noted above, food products for the year were more expensive on average by 15.9%, which ensured a total increase in the CPI by 6.9 p.p.

The dynamics of price changes by months during the year was uneven: due to seasonal trends in June and July food prices decreased by 1.0% and 0.7% per month, while the peak in price growth was registered in December 2017 (by 4, 4% per month).

Months

Changes in consumer prices for major types of food products are presented below:

Rise in prices for basic food products in January-December 2017

(as % of December 2016)

In 2017, prices for beans increased by 42.4%, eggs by 36.1%, beef by 35.9%, peas by 33.2%, poultry meat by 33.1%, mutton by 31.4%, sugar by 28.8%, margarine by 21.3%, milk by 20.6%, butter by 19.9%, cottage cheese by 18.5%, coffee and tea – by 17.0%, rice by 16.2%, vegetable oil by 15.3%, cheeses by 15.1%, confectionery by 14.0%, flour by 10.4%.

In December 2017 in the regions of the republic there were differences in the level of average prices for certain food products:

The gap between the highest and the lowest price for beef between the regions of the republic was 1.3 times, mutton – 1.5 times, rice – 2.0 times, potatoes – 1.3 times.

Consumer price index for non-food products

Non-food products for 2017 went up by 16.1%, which led to an increase in the CPI by another 5.7 p.p.

The dynamics of prices for goods of this group is characterized by a steady tendency to growth:

Months

About 4.0 p.p. or 27.4% of the total increase in the CPI is connected with an increase in the prices for clothing, footwear, fabrics and textiles, construction materials, stationeries, personal hygiene items, personal transport and gasoline, which is clearly demonstrated in the following diagram:

Consumer price index for services

Prices and tariffs for services rendered to population increased on average by 8.6% over the year, which led to an increase in the composite CPI by 1.8 p.p.

The main inflation factors in this area were increases in tariffs for communication services – by 23.9%, legal and banking services – by 15.0%, personal services – by 8.3%, housing and utilities services – by 7.1%, passenger transport services – by 6.9%, which affected the growth of the CPI by 1.4 p.p. (the share of influence is 9.9%).

Forecasts of experts for 2018

According to the IMF data, inflation in the republic in 2018 will be  14.3%.

The Central Bank of Uzbekistan forecasts inflation in the range of 11.5-13.5% in 2018.

What awaits us in 2018?

Currently, this issue is extremely important for the population of the country.

Inflation is a volatile economic value, which will be influenced by many factors, including:

– in 2018, construction materials are expected to increase in prices due to the enactment of Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan No. 1025 “On measures to further improve the system of supply and sale of natural gas and electricity,” which will also affect the increase in the price index for non-food products and the general level of inflation;

– the rate of the US dollar is another factor that will determine the price dynamics in 2018;

– as we have already mentioned, inflation expectations – expectations of the population and enterprises with regard to price increases – can have a significant impact on the price situation in the country.

Source: Department of Price Statistics, stat.uz

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Share

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

Инфляция в Узбекистане 2017: анализ индекса потребительских цен

Похожее изображениеОсновным индикатором инфляционных процессов в потребительском секторе страны является индекс потребительских цен (ИПЦ). Система расчета ИПЦ в стране была внедрена с января 1994 года при техническом содействии Международного Валютного Фонда.

ИПЦ формируется согласно Методическим положениям по организации наблюдения за потребительскими ценами (тарифами) на товары и услуги, разработанным на основе «Руководства по индексу потребительских цен: Теория и практика» (МВФ, ОЭСР, Евростат, ЕЭК ООН, Всемирный банк и МОТ).

В настоящее время для расчета ИПЦ в Республике Узбекистан используется потребительский набор товаров и услуг из 350 наименований, разделенных на три крупные группы: продовольственные товары (96 наименований), непродовольственные товары (188 наименований) и услуги (66 наименований). Таким образом, потребительский набор, на основе которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов страны выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением страны.

Необходимо отметить, что при расчете ИПЦ помимо ценового фактора (т.е. фактического изменения цен на товары и услуги) влияние оказывает и удельный вес конкретных товаров и услуг. Таким образом, в индексе потребительских цен агрегируется (усредняется) движение цен на все многообразие товаров и услуг по всей территории страны. 

Сводный индекс потребительских цен и уровень инфляции

За 2017 год инфляция в потребительском секторе республики составила 14,4 %.

Продовольственные товары стали дороже на 15,9 %, непродовольственные – на 16,1 %, услуги – на 8,6 %.

При среднемесячном приросте потребительских цен на 1,1 %, значительнее всего цены росли в ноябре и декабре 2017 года (на 2,0 % и 2,7 % за месяц), минимальным был рост цен в июне и июле (на 0,3 % и 0,4 % за месяц).

Факторы, повлиявшие на уровень инфляции в 2017 году

Можно выделить следующие основные факторы инфляционных процессов, произошедших в 2017 году:

— девальвация и проводимая политика по либерализации национальной валюты привели к ускорению темпов инфляции и повлияли на общий рост цен товаров и услуг.

В частности, в первом полугодии 2017 года потребительские цены выросли на 5,2 %, а только за последние четыре месяца года (с сентября по декабрь 2017 года) рост цен составил 7,6 %. Это связано, в значительной степени, с повышением цен на импортируемые товары, а также с увеличением издержек производства и повышением цен отечественными производителями, поставляющие свою продукцию на внутренний рынок. Наглядным примером может послужить повышение розничных цен на легковые автомобили, производимые в стране, которые за год стали дороже в среднем в 1,5 раза.

Для информации: девальвация российского рубля  почти в 2 раза в 2014 году привела к росту уровня инфляции в России  за год на 11,4 % (в 2013 году этот показатель составил 6,5 %), а в Казахстане процессы девальвации национальной валюты в 2015 году отразились на росте потребительских цен на 13,6 % в год (для сравнения в 2014 году инфляция в стране составила 7,4 %).

— повышение цен на бензин с ноября 2017 года на 39,7 % привело к росту ИПЦ на 0,5 п.п. Необходимо также отметить, что, как показывает практика, рост цен на бензин косвенно влияет и на удорожание других товаров и услуг (за счет роста издержек их производства и транспортировки).

— повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 7,1 % оказало влияние на уровень инфляции обеспечив прирост ИПЦ на 0,4 п.п.

В качестве еще одного фактора ускорения инфляционных процессов в стране можно выделить ожидания населения и предприятий в отношении предстоящего роста цен, которые даже при отсутствии объективных факторов могут двигать цены вверх. Инфляционные ожидания приводят к тому, что потребители, начиная запасаться товарами «впрок», еще больше стимулируют повышения цен.

Замедление темпов инфляции в летние месяцы связано, в основном, с сезонными трендами и насыщением рынка плодоовощной продукцией нового урожая, что привело к снижению цен на фрукты и овощи (в июне – на 13,8 %, июле – на 14,9 %, августе – на 4,6 %).

Структура влияния повышения цен товаров и услуг на прирост сводного индекса потребительских цен

Индекс потребительских цен на продовольственные товары

Как было отмечено выше, продовольственные товары за год стали дороже в среднем на 15,9 %, что обеспечило общий прирост ИПЦ на 6,9 п.п. (процентных пункта).

Динамика ценовых изменений по месяцам в течение года была неравномерной: в связи с сезонными трендами в июне и июле цены на продовольствие снизились на 1,0 % и 0,7 % за месяц, а пик роста цен отмечен в декабре 2017 года (на 4,4 % за месяц).

Изменения потребительских цен на основные виды продовольственных товаров представлены ниже:

Рост цен на основные продовольственные товары за январь-декабрь 2017 года

(в % к декабрю 2016 года)

Суммарное влияние на прирост ИПЦ – 6,5 п.п.

За 2017 год цены на фасоль выросли на 42,4 %, яйца – на 36,1 %, говядину – на 35,9 %, горох – на 33,2 %, мясо домашней птицы – на 33,1 %, баранину – на 31,4 %, сахар – на 28,8 %, маргарин – на 21,3 %, молоко – на 20,6 %, сливочное масло – на 19,9 %, творог – на 18,5 %, кофе и чай – на 17,0 %, рис – на 16,2 %, растительное масло – на 15,3 %, сыры – на 15,1 %, кондитерские изделия – на 14,0 %, муку – на 10,4 %.

В декабре 2017 года в областях республики сохранялись различия в уровне средних цен на отдельные продукты питания:

Разрыв между самой высокой и низкой ценой говядины между регионами республики составил  1,3 раза, баранины – 1,5 раза, риса – 2,0 раза, картофеля – 1,3 раза.

Индекс потребительских цен на непродовольственные товары

Непродовольственные товары за 2017 год подорожали на 16,1 %, что привело к приросту ИПЦ еще на 5,7 п.п.

Динамика цен на товары этой группы характеризуется устойчивой тенденцией к росту:

Порядка 4,0 п.п. или 27,4 % от общего прироста ИПЦ связано с повышением цен на одежду, обувь, ткани и бытовой текстиль, строительные материалы, культтовары, товары личной гигиены, личный транспорт и бензин, что наглядно продемонстрировано в следующей диаграмме:

Суммарное влияние на прирост ИПЦ – 4,0 п.п.

Индекс потребительских цен на услуги

Цены и тарифы на услуги для населения страны повысились за год в среднем на 8,6 %, что привело к приросту сводного ИПЦ на 1,8 п.п.

Основными инфляционными факторами в этой сфере стали повышения тарифов на услуги связи – на 23,9 %, правового характера и банковские услуги – на 15,0 %, бытовые – на 8,3 %, жилищно-коммунальные услуги – на 7,1 %, услуги пассажирского транспорта – на 6,9 %, что повлияло на прирост ИПЦ на 1,4 п.п. (доля влияния 9,9 %).

Влияние на прирост сводного ИПЦ – 1,1 п.п.

Прогнозы экспертов на 2018 год

Согласно данным МВФ, инфляция в республике в 2018 году составит 14,3 %.

ЦБ Узбекистана в 2018 году прогнозирует уровень инфляции в пределах 11,5-13,5 %.

Что нас ожидает в 2018 году?

На сегодняшний день данный вопрос является чрезвычайно важным для населения страны.

Инфляция – непостоянная экономическая величина, на которую будут оказывать влияние множество факторов, в том числе:

— в 2018 году на строительные материалы ожидается рост цен, связанный с введением в действие Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 1025 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы поставки и реализации природного газа и электроэнергии», что также отразится повышении индекса цен на непродовольственные товары и общем уровне инфляции;

— курс доллара – ещё один фактор, который определит динамику цен в 2018 году;

— как мы уже писали, инфляционные ожидания – ожидания населения и предприятий в отношении роста цен, могут оказать существенное влияние на ценовую ситуацию в стране.

Источник: Управление статистики цен, stat.uz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*