Налогообложения в 2018 году Узбекистан: комментарии Налогового комитета

Картинки по запросу налогообложениеНастоящее информационное сообщение о внесенных дополнениях и изменениях в налоговое законодательство и утвержденных ставках налогов и других обязательных платежей на 2018 год подготовлено в соответствии с нижеследующими законодательными документами:

Законом Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ЗРУ-454 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2018 год»;

Законом Республики Узбекистан от 30 декабря 2017 года № ЗРУ-455 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием налогового администрирования»;

Законом Республики Узбекистан от 3 января 2018 года № ЗРУ-456 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов, а также принятием дополнительных мер по обеспечению гарантий защиты прав и свобод граждан»;

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2018 год».

А. Изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ЗРУ-454 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2018 год».

В соответствии с Законом Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ЗРУ-454 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2018 год» внесены изменения и дополнения в 47 статей Налогового кодекса и исключены 12 статей (разделы XIII, XVI1 и глава 53) из данного кодекса.

В частности,

1. В связи с объединением налога на прибыль юридических лиц и налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры в один налог – налог на прибыль юридических лиц, внесены соответствующие изменения в статьи 23, 30, 354, 363 и 376 Налогового кодекса, а также утратили силу раздел XIII и статьи 295, 296, 299, 300 Налогового кодекса.

В соответствии с изменениями внесенными в статью 154 Налогового кодекса для юридических лиц – нерезидентов Республики Узбекистан, осуществляющих деятельность через постоянное учреждение отменен дополнительный налог с чистой прибыли, а также минимальная сумма налогооблагаемой прибыли для целей исчисления налога на прибыль при определении налогооблагаемой прибыли, снижена с 10 до 7 процентов от суммы расходов, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

2. Внесены изменения в статьи 23, 312, 313, 315 и в название раздела XV, главы 52 Налогового кодекса, а также исключены раздел XVI1, глава 53 и название раздела XVI данного кодекса в связи с объединением обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд, Республиканский дорожный фонд и во внебюджетный Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений в единый платеж – обязательные отчисления в государственные целевые фонды и установлением единого порядка определения налогооблагаемой базы.

3. В соответствии с изменениями в статьях 301, 302, 304 Налогового кодекса, налог на потребление бензина, дизельного топлива и газа будет уплачиваться независимо от цели потребления, за исключением объема сжиженного газа, реализуемого населению для бытовых нужд через специализированные газоснабжающие предприятия. В связи с этим в данных статьях, а также в статьях 22, 80, 130, 204, 222, 355 и раздела XIV Налогового кодекса из названия налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств исключены слова «для транспортных средств».

4. Внесенные изменения в статью 121 Налогового кодекса предусматривают увеличение в два раза размера штрафа, взыскиваемого с физических и юридических лиц за использование земельных участков без документов, либо в большем размере, чем это указано в документах, подтверждающих право на них.

5. Дополнения, внесенные в статью 145 Налогового кодекса устанавливают расширение перечня затрат, подлежащих вычету при исчислении налога на прибыль, в связи с чем соответствующие затраты исключены из состава не вычитаемых расходов, предусмотренных статьей 147 Налогового кодекса.

Следующие затраты юридических лиц, ранее являющиеся невычитаемыми расходами, начиная с 1 января 2018 года относятся к вычитаемым расходам при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль юридических лиц:

ценовая разница (убытки) по товарам, производимым подсобными хозяйствами и передаваемые для нужд общественного питания налогоплательщика;

отчисления в негосударственные пенсионные фонды;

отчисления на содержание органа хозяйственного управления;

единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

расходы по подготовке кадров по профессиям, не востребованным в деятельности налогоплательщика;

затраты на мероприятия по охране здоровья и организации отдыха, не связанные с производственным процессом;

расходы на выполнение работ по благоустройству городов и поселков;

расходы по оплате стоимости услуг доверительных управляющих;

плата за полностью изношенное оборудование, находящееся в эксплуатации.

6. Внесенные дополнение и изменение в статью 146 Налогового кодекса уточняют, что отдельные расходы, указанные в пунктах 1 – 3 части первой данной статьи, могут также вычитаться в текущем отчетном периоде в момент их возникновения, если это предусмотрено учетной политикой юридического лица. К таким расходам относятся:

расходы на освоение новых производств, цехов, агрегатов, а также производства новых видов серийной и массовой продукции и технологических процессов;

комплексное опробование (вхолостую) всех видов оборудования и технических установок с целью проверки качества их монтажа;

расходы, связанные с набором рабочей силы и подготовкой кадров для работы на вновь вводимом в действие предприятии.

7. Исключенные нормы из статей 156, 179, 356 Налогового кодекса предусматривают отмену с 1 апреля 2018 года льгот, соответственно по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц и единому налоговому платежу для юридических и физических лиц по доходам в виде дивидендов, направленных в уставный фонд юридического лица, от которого они получены.

8. Изменение, внесенное в статью 208 Налогового кодекса предусматривает отмену льготы по налогу на добавленную стоимость в части отдельных видов товаров, работ и услуг.

9. В соответствии с внесенным изменением в статью 211 Налогового кодекса отменена льгота по налогу на добавленную стоимость на лесоматериалы и древесину, завозимых физическими лицами в рамках предпринимательской деятельности. При этом данная льгота сохранена для юридических лиц.

10. В целях сокращения процедур рассмотрения органами государственной налоговой службы и Министерством финансов документов по возврату суммы превышения налога на добавленную стоимость, образовавшейся за счет оборота, облагаемого по нулевой ставке, а также предоставления налогоплательщикам прав на предоставление заявлений и необходимых документов в электронной форме через персональный кабинет налогоплательщика, внесено изменение в статью 228 Налогового кодекса.

11. Внесенное дополнение в статью 261 Налогового кодекса предусматривает уменьшение налогооблагаемой базы по налогу за пользование водными ресурсами на объем воды, обратно сливаемой тепловыми электрическими станциями и тепловыми электроцентралями.

12. Изменения, внесенные в статьи 265, 266, 267, 268, 269 и 271 Налогового кодекса предусматривают исключение из объекта налогообложения по налогу на имущество юридических лиц движимого имущества, при этом, объектами налогообложения являются недвижимое имущество, включая полученное по договору финансовой аренды (лизинга), объекты незавершенного строительства и оборудование, не введенное в действие в установленный срок. Также для нерезидентов Республики Узбекистан осуществляющих и не осуществляющих деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, объектом налогообложения является недвижимое имущество, находящееся в собственности на территории Республики Узбекистан.

13. В целях установления налогообложения имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости имущества, внесены соответствующие изменения в статьи 176, 274 и 277 Налогового кодекса.

14. Изменения, внесенные в статьи 285 и 286 Налогового кодекса предусматривают изменение сроков представления расчета и уплаты земельного налога юридических лиц. При этом уплата земельного налога с юридических лиц будет производиться до 10 числа каждого месяца в размере одной двенадцатой части годовой суммы земельного налога с установлением срока представления расчета до 10 января текущего налогового периода.

15. В целях установления порядка, предусматривающего возникновение обязательств по земельному налогу с момента отвода земельных участков физическим лицам (начиная со следующего месяца после отвода земельного участка), в статью 290 Налогового кодекса внесено соответствующее изменение, связанное с отменой льгот физическим лицам по земельным участкам, предоставленным им для индивидуального жилищного строительства, ранее представляемой сроком на 2 года с месяца, следующего за месяцем представления земельного участка.

16. Дополнение в статью 291 Налогового кодекса внесено в соответствии с пунктом 3 Программы мероприятий по дальнейшему развитию деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, организации эффективного использования их посевных площадей, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 октября 2017 года № ПП-3318, согласно которому при неосуществлении физическими лицами посева сельскохозяйственных культур или благоустройство на приусадебной части земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и благоустройство жилого дома, земельный налог уплачивается в порядке, установленном законодательством в трехкратном размере.

17. В целях реализации норм, установленных в Указе Президента Республики Узбекистан от 17 ноября 2017 года № УП-5242 «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников» статья 311 Налогового кодекса дополнена нормами, предусматривающими введение порядка уплаты страховых взносов:

субъектами ремесленнической деятельности – членами ассоциации «Хунарманд», зарегистрированными и осуществляющими деятельность в сельских районах, в первые два года своей деятельности в размере 50 процентов минимальной заработной платы в месяц;

учениками школ «Уста-шогирд» в период их работы до достижения 25-ти лет – в размере не менее 2,5-кратного размера минимальной заработной платы в год. Уплата установленного размера страховых взносов засчитывается за год при исчислении трудового стажа.

При этом предусмотрено, что субъекты ремесленнической деятельности – члены ассоциации «Хунарманд», получающие пенсии и пособия по возрасту, освобождаются от уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

18. Внесенное дополнение в статью 349 Налогового кодекса предусматривает введение обязательств по уплате земельного налога для плательщиков единого налогового платежа, имеющих земельные участки на правах собственности, владения, пользования или аренды площадью, превышающей установленный предельный размер.

19. В целях установления единого объекта налогообложения по единому налоговому платежу для заготовительных предприятий, как это предусмотрено для предприятий оптовой торговли, у которых выручкой от реализации товаров является товарооборот, в статью 355 Налогового кодекса внесено соответствующее изменение.

20. Изменения, внесенные в статьи 372 и 375 Налогового кодекса, предусматривают установление срока уплаты фиксированного налога юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не позднее 10 числа месяца. В связи с этим также изменен срок представления юридическими лицами расчета по данному налогу.

21. В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Республики Узбекистан от 1 декабря 2017 года № УП-5270 «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью» внесено изменение в статью 3741 Налогового кодекса, предусматривающее уплату фиксированного налога индивидуальным предпринимателем по работникам, являющимися инвалидами I и II групп, – в размере 15 процентов минимальной заработной платы.

22. Согласно дополнению внесенному в статью 25 Закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» в полномочия xокима области, района, города предоставлено право вводить понижающие и повышающие коэффициенты к установленным ставкам по отдельным налогам, определяемым законодательством, с учетом особенностей регионов и места осуществления деятельности.

Б. Изменения и дополнения, внесенные в Законы Республики Узбекистан «О банкротстве», «О государственной налоговой службе», «Об электронной коммерции», а также в Гражданский и Налоговый кодексы в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30 декабря 2017 года № ЗРУ–455 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием налогового администрирования».

В соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30 декабря 2017 года № ЗРУ–455 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием налогового администрирования» внесены изменения и дополнения в 27 статей Закона Республики Узбекистан «О банкротстве», в статью 26 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, в статью 6 Закона Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе», по 2 статьям Закона Республики Узбекистан «Об электронной коммерции» и по 23 статьям Налогового кодекса.

В частности,

1. Дополнения в статьи 22, 67 Налогового кодекса и новая глава 121 «Налоговый мониторинг» устанавливают внедрение налогового мониторинга, предусматривающего расширенный информационный обмен между налоговыми органами и добросовестными налогоплательщиками с предоставлением им всестороннего содействия в решении текущих вопросов налогообложения.

Согласно дополняемой статьи 761 Налогового кодекса налоговый мониторинг может осуществляться в отношении налогоплательщика, у которого по итогам предыдущего года реализация товаров (работ, услуг) по состоянию на 1 января текущего года составляет более семидесятитысячекратного минимального размера заработной платы.

Налоговый мониторинг осуществляется по заявлению налогоплательщика об участии в налоговом мониторинге на следующий год, при этом заявление представляется налогоплательщиком в орган государственной налоговой службы по месту налогового учета налогоплательщика не позднее 1 июля текущего года в письменной, в том числе в электронной форме.

Статьей 762 Налогового кодекса устанавливается, что при осуществлении налогового мониторинга орган государственной налоговой службы вправе истребовать у налогоплательщика необходимые документы, сведения, разъяснения, связанные с правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, которые должны быть представлены в течение десятидневного срока со дня получения налогоплательщиком соответствующего требования.

Дополняемой статьей 763 Налогового кодекса внедряется порядок направления налогоплательщику обоснованного мнения органом государственной налоговой службой, а также по предоставлению права налогоплательщикам направлять в органы государственной налоговой службы запрос о представлении обоснованного мнения с изложением своего мнения.

Под обоснованным мнением органа государственной налоговой службы понимается документ, отражающий мнение органа государственной налоговой службы по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиком.

Также устанавливается порядок по проведению процесса совместного обсуждения и составления взаимного соглашения в случае представления со стороны налогоплательщика в органы государственной налоговой службы возражений по обоснованному мнению налоговых органов.

Статьей 765. Налогового кодекса предусматриваются случаи, при которых налоговый мониторинг досрочно прекращается.

2. В соответствии с внесенными дополнениями в статьи 70 и 91 Налогового кодекса установлено, что за налоговый период, за который осуществляется налоговый мониторинг, камеральный контроль и плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности не проводятся, за исключением случаев досрочного прекращения налогового мониторинга.

3. В целях внедрения судебного порядка взыскания сумм налогов и других обязательных платежей, выявленных по результатам камерального контроля, в случае непредставления налогоплательщиком обоснований по расхождению либо уточненной налоговой отчетности, в статью 70 Налогового кодекса внесено соответствующее дополнение.

4. Для внедрения порядка применения налоговых каникул в отношении хозяйствующих субъектов, являющихся добросовестными налогоплательщиками, столкнувшимся с временными финансовыми затруднениями, внесены изменения в статьи 54, 55 и 354 Налогового кодекса.

Отсрочка и (или) рассрочка уплаты налогов и других обязательных платежей предоставляется в виде:

налоговых каникул, за счет изменения срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать причитающиеся с него налоговые платежи с последующей их уплатой;

переноса срока уплаты на более поздний срок с единовременной или поэтапной уплатой налоговой задолженности.

Налоговые каникулы предоставляются:

добросовестным налогоплательщикам, столкнувшимся с временными финансовыми затруднениями, – на срок до двадцати четырех месяцев с момента принятия соответствующего решения о предоставлении налоговых каникул;

плательщикам единого налогового платежа, за исключением указанных в пункте 2 части первой статьи 350 Налогового кодекса, по уплате единого налогового платежа сроком до одного года с момента их государственной регистрации.

При этом, к добросовестным налогоплательщикам относятся налогоплательщики, которые в течение последних двух лет своевременно и в полном объеме исполняли налоговые обязательства.

5. Внесенные изменения и дополнения в статью 26 Гражданского кодекса, статью 62 Налогового кодекса и статьи 1, 3, 5, 8, 11, 17, 18, 28, 36, 37, 38, 39, 128, 145, 147, 150, 174, 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 183, 184 и 188 Закона Республики Узбекистан «О банкротстве» направлены на установление процедур банкротства к должникам – физическим лицам, утратившим статус индивидуального предпринимателя, не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по обязательным платежам вытекающим из предыдущей предпринимательской деятельности.

6. В целях внедрения механизмов осуществления налогового контроля в сфере торговли и оказания услуг в сети Интернет, внесены соответствующие дополнения и изменение в статью 84 Налогового кодекса и статью 11 Закона Республики Узбекистан «Об электронной коммерции», а также данный закон дополнен новой статьей 111 «Расчеты в сфере электронной коммерции».

7. Новая дополненная статья 222 Налогового кодекса и дополнение в статью 45 данного кодекса направлено на установление критериев по отнесению хозяйствующих субъектов к категории «крупных налогоплательщиков».

Крупные налогоплательщики – юридические лица отдельной категории, подпадающие под налоговое администрирование исходя из критериев, определенных Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан. Критерии по крупным налогоплательщикам не предоставляют налогоплательщикам права выбора или изменения порядка налогообложения.

Юридические лица, отнесенные к крупным налогоплательщикам, уведомляются об этом письменно, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения государственными налоговыми управлениями Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по месту постановки на учет.

8. Внесенные изменения в статьи 57, 58, 155 Налогового кодекса предусматривают установление порядка возврата излишне уплаченных налогов и других обязательных платежей в течение 15 рабочих дней с даты обращения налогоплательщика в уполномоченные органы.

Также, изменения в статью 6 Закона Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе» и статью 56 Налогового кодекса предусматривают уточнение срока – в течение трех рабочих дней с даты подачи налогоплательщиком письменного заявления, обязанности органа государственной налоговой службы представить финансовым органам заключения о проведении зачета, а также уведомления налогоплательщика о самостоятельном проведении зачета излишне уплаченной суммы налога.

9. Внесено дополнение в статью 67 Налогового кодекса и кодекс дополнен новой статьей 711 «Мониторинг за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов».

Мониторинг за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов осуществляется для определения соответствия отчетного и фактического количества работников в целях уточнения налогооблагаемой базы хозяйствующих субъектов.

Мониторинг за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов осуществляется должностными лицами органов государственной налоговой службы с выездом на используемые налогоплательщиком объекты и территории при участии должностных лиц или представителей налогоплательщика путем пересчета имеющегося количества работников и оформления справки.

Основанием для осуществления мониторинга за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов являются:

наличие расхождений либо несоответствий в налоговой отчетности по результатам камерального контроля, проведенного органами государственной налоговой службы, дающих возможность предположения о занижении фонда оплаты труда, а также количества работников, представляемого со стороны налогоплательщиков в органы государственной налоговой службы;

обращения физических и юридических лиц;

наличие отклонения между количеством работников, указанных в сведениях министерств и ведомств, и отчетности, представляемых в органы государственной налоговой службы.

Сведения об осуществляемом мониторинге за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов не вносятся в книгу регистрации проверок.

Истребование у налогоплательщика других сведений или объяснений либо вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность в другой форме со стороны сотрудников, осуществляющих мониторинг за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов, не допускается.

По результатам мониторинга за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов в день его осуществления ответственным работником органа государственной налоговой службы составляется справка. Справка составляется при участии должностного лица или представителя налогоплательщика, принимавшего непосредственное участие в процессе мониторинга, один экземпляр которой передается им.

Результаты мониторинга используются исключительно при осуществлении соответствия отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов, а также определении налогооблагаемой базы.

Порядок осуществления мониторинга за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов после утверждения Кабинетом Министров Республики Узбекистан будет доведен до налогоплательщиков в установленном порядке.

10. Во исполнение Постановления Президента Республики Узбекистан от 23 февраля 2017 года № ПП-2796 «О мерах по дальнейшему стимулированию использования предпринимателями производственных площадей» дополнение, внесенное в статью 348 Налогового кодекса устанавливает, что юридические лица – собственники незавершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, применяющие упрощенный порядок налогообложения, переходят на уплату общеустановленных налогов со следующего месяца после вынесения заключения уполномоченного органа, правомочного выдавать заключение о нереализации инвестиционного проекта.

В. Изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 3 января 2018 года № ЗРУ-456 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов, а также принятием дополнительных мер по обеспечению гарантий защиты прав и свобод граждан».

В соответствии с Законом Республики Узбекистан от 3 января 2018 года № ЗРУ-456 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов, а также принятием дополнительных мер по обеспечению гарантий защиты прав и свобод граждан» внесены изменения и дополнения в 11 статей Налогового кодекса.

В частности,

1. Внесенные дополнения в статьи 84, 271, 283, 349 Налогового кодекса предусматривают, что по объектам, не завершенным строительством в нормативный срок, установленный в проектно-сметной документации, а в случае отсутствия установленного нормативного срока строительства – в течение двадцати четырех месяцев с начала строительства на земельных участках, выделенных для осуществления предпринимательской деятельности, налог на имущество и земельный налог исчисляется исходя из налогооблагаемой базы в трехкратном размере установленной ставки на основании информации территориальных инспекций государственного архитектурно-строительного надзора Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

При этом данный порядок также распространяется на субъекты предпринимательства, не выполнившие в течение двенадцати месяцев принятые обязательства по организации производства товаров и оказания услуг на завершенном строительством объекте, а также на владельцев, приобретших объекты, указанные в настоящей части. Порядок исчисления сроков начала и окончания строительства объектов определяется законодательством.

Также, вышеуказанный порядок уплаты налога на имущество и земельного налога в трехкратном размере установленной ставки распространяется на юридических лиц, применяющих упрощенный порядок налогоблообложения по объектам и площади земельных участков, выявленных территориальными инспекциями государственного архитектурно-строительного надзора Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству.

2. Дополнения, внесенные в статьи 130, 204, 355 Налогового кодекса направлены на установление порядка, в соответствии с которым при экспорте товаров собственного производства за иностранную валюту по ценам ниже себестоимости на основании решения специального уполномоченного органа по рассмотрению вопросов экспорта продукции по реально складывающимся на мировом рынке ценам, в том числе ниже себестоимости, для целей налогообложения выручка от реализации товаров по налогу на прибыль юридических лиц, единому налоговому платежу, а также налогооблагаемая база по налогу на добавленную стоимость, определяется исходя из фактической цены реализации товаров.

3. Во исполнение пункта 75 Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год диалога с народом и интересов человека», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947, в статью 338 Налогового кодекса внесено дополнение предусматривающее установление Кабинетом Министров Республики Узбекистан иного порядка исчисления государственной пошлины за удостоверение договоров отчуждения отдельных категорий недвижимого имущества в городе Ташкенте и Ташкентской области.

Так, согласно внесенным дополнениям в постановление Кабинета Министров от 3 ноября 1994 г. № 533 «О ставках государственной пошлины» за удостоверение договоров купли-продажи недвижимого имущества в новостройках города Ташкента и Ташкентской области:

для физических лиц, постоянно проживающих в Республике Узбекистан и имеющих постоянную прописку в других регионах республики, приобретающих недвижимое имущество, стоимостью не менее 2500 минимальных заработных плат ставка государственной пошлины установлена в размере в размере 5 процентов от суммы договора;

для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в город Ташкент и Ташкентскую область из других государств и получивших вид на жительство в Республике Узбекистан, приобретающих недвижимое имущество, стоимостью не менее 600 млн. сум, ставка государственной пошлины установлена в размере в размере 10 процентов от суммы договора.

При этом, за удостоверение договоров купли-продажи, мены и дарения недвижимого имущества, приобретенного с уплатой государственной пошлины в вышеуказанных размерах, в течение трех лет со дня его приобретения, государственная пошлина взимается в 400-кратном размере минимальной заработной платы.

Г. Изменения в налоговом законодательстве, предусмотренные постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2018 год».

I. По налогу на прибыль юридических лиц

1. В связи, с объединением с 1 января 2018 года налога на прибыль и налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, установлены единые ставки налога на прибыль юридических лиц, которые утверждены согласно приложению № 7 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454.

Базовая ставка налога на прибыль юридических лиц установлена в размере 14 процентов, против действующей в 2017 году в размере 15,5 процентов (налог на прибыль – 7,5 % и налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры – 8 %).

Для коммерческих банков установлена ставка в размере 22 процентов, против действующей в 2017 году в размере 23 процентов (налог на прибыль – 15 % и налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры – 8 %).

При этом, юридические лица, имеющие временные льготы в виде полного освобождения от уплаты налога на прибыль юридических лиц или налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, уплачивают налог на прибыль юридических лиц по ставке, сниженной в два раза до истечения срока действия льгот.

2. Для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи (сотовых компаний), ставки налога на прибыль установлены в зависимости от уровня рентабельности:

до 20 процентов – ставка налога установлена в размере 14 процентов;

свыше 20 процентов – ставка налога установлена в размере 50 процентов от суммы прибыли, превышающий 20–процентный уровень рентабельности.

Рентабельность определяется как отношение прибыли до уплаты налога на прибыль к сумме производственной себестоимости реализованной продукции (товаров, работ и услуг). Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль юридическими лицами, оказывающими услуги мобильной связи (сотовыми компаниями) определяется Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.

3. Ставка налога на доходы, выплачиваемые в виде дивидендов и процентов резидентам Республики Узбекистан, сохранена в размере 10 процентов.

II. По налогу на доходы физических лиц

Третья и четвертая шкалы ставок налога на доходы физических лиц
с 1 января 2018 года снижены на 0,5 процентных пункта и ставки налога на доходы физических лиц утверждены согласно приложению № 8 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454, в следующих размерах:

Облагаемый доход

Ставка налога

до однократного размера минимальной заработной платы

0 процентов от суммы дохода

от одного (+ 1 сум) до пятикратного размера минимальной заработной платы

7,5 процентов от суммы, превышающей однократный размер минимальной заработной платы

от пяти (+ 1 сум) до десятикратного размера минимальной заработной платы

налог с пятикратного + 16,5 процентов с суммы, превышающей пятикратный размер минимальной заработной платы

от десятикратного (+ 1 сум) размера минимальной заработной платы и выше

налог с десятикратного +22,5 процента с суммы, превышающей десятикратный размер минимальной заработной платы

Шкала налогообложения по группам облагаемых доходов определяется исходя из минимальной заработной платы, установленной на начало года – на 1 января 2018 года (172 240 сумов), и не пересматривается в течение года при изменении размера минимальной заработной платы.

В целях исчисления суммы налога на доходы физических лиц размер минимальной заработной платы учитывается нарастающим итогом с начала года (сумма минимальных заработных плат за каждый месяц соответствующего периода с начала года).

С 1 января 2018 года сумма налога на доходы физических лиц, рассчитанная исходя из установленных ставок, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на сумму обязательных ежемесячных взносов, перечисляемых на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан, исчисляемых в размере 2 процента от доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, за вычетом дохода, облагаемого по «0» ставке (одной минимальной заработной платы).

Для целей налогообложения отдельных доходов физических лиц, облагаемых по минимальной ставке в соответствии с законодательством, минимальная ставка принимается в размере 7,5 процентов.

III. По единому налоговому платежу

1. Ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий (кроме предприятий торговли и общественного питания) утверждены согласно приложению № 9–1, для предприятий торговли и общественного питания, включая микрофирмы и малые предприятия – согласно приложению № 9–2 и для отдельных категорий предприятий – согласно приложению № 9–3 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454.

Ставка единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий всех отраслей экономики, за исключением предусмотренных в пунктах
2–7 приложения № 9–1, в размере 5 процентов.

2. Ставка единого налогового платежа для юридических лиц, оказывающих услуги по таможенному оформлению (таможенные брокеры), сохранена в размере 5 процентов.

3. Для микрофирм и малых предприятий, получающих доходы от организации массовых зрелищных мероприятий путем привлечения юридических и физических лиц (включая нерезидентов), имеющих лицензию на занятие концертно-зрелищной деятельностью, а также для ломбардов ставка единого налогового платежа сохранена на уровне 2017 года в размере 30 процентов к налогооблагаемой базе.

4. Для микрофирм и малых предприятий:

брокерских контор (за исключением осуществляющих брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг), а также предприятий, оказывающих посреднические услуги по договору комиссии, поручения и другим договорам по оказанию посреднических услуг, ставка единого налогового платежа сохранена в размере 33 процентов к налогооблагаемой базе;

осуществляющих брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг, ставка единого налогового платежа сохранена в размере 13 процентов к налогооблагаемой базе.

При этом для микрофирм и малых предприятий, указанных в данном пункте, налогооблагаемая база определяется в виде суммы вознаграждения (валового дохода).

5. Для юридических лиц, специализирующихся на предоставлении в аренду стационарных торговых точек (доходы от предоставления в аренду составляют более 60 %) для реализации продовольственных и непродовольственных товаров, ставка единого налогового платежа сохранена на уровне 2017 года в размере 30 процентов к налогооблагаемой базе.

6. С 1 января 2018 года деятельность заготовительных организаций приравнивается к оптовой торговле и на них распространяется порядок налогообложения, предусмотренный для предприятий оптовой торговли.

При этом для заготовительных организаций, осуществляющих закуп, сортировку, хранение и фасовку сельскохозяйственной продукции ставка единого налогового платежа установлена в размере 4 процентов к налогооблагаемой базе, против установленной в 2017 году в размере 33 процентов.

7. Для предприятий общественного питания сохранена ставка единого налогового платежа в размере 10 процентов к налогооблагаемой базе, а для специализированных предприятий общественного питания, обслуживающих общеобразовательные школы, школы-интернаты, средние специальные, профессиональные и высшие учебные заведения в размере 8 процентов к налогооблагаемой базе.

8. Для предприятий розничной торговли (за исключением предприятий торговли, осуществляющих оптовую, а также оптово–розничную торговлю и оптовой и розничной аптечной организации), расположенных в:

городах с численностью населения 100 тысяч и более человек – ставка единого налогового платежа сохранена в размере 4 процентов;

других населенных пунктах – ставка единого налогового платежа сохранена в размере 2 процентов;

труднодоступных и горных районах – ставка единого налогового платежа сохранена в размере 1 процента.

9. Для предприятий розничной торговли независимо от места расположения по товарообороту от реализации алкогольной продукции, табачной продукции, бензина, дизельного топлива и сжиженного газа ставка единого налогового платежа сохранена на уровне 2017 года в размере 4 процентов.

10. С 1 января 2018 года предоставлено право некоммерческим организациям уплачивать единый налоговый платеж в порядке, предусмотренном для микрофирм и малых предприятий, в части доходов, полученных ими от предпринимательской деятельности, независимо от численности работников.

11. Для предприятий торговли, осуществляющих оптовую, а также оптово–розничную торговлю (за исключением оптовых и розничных аптечных организаций) ставка единого налогового платежа сохранена на уровне 2017 года в размере 5 процентов.

12. Ставка единого налогового платежа установлена для оптовых и розничных аптечных организаций, расположенных в:

городах с численностью населения 100 тысяч и более человек – в размере 3 процентов;

других населенных пунктах – в размере 2 процентов;

труднодоступных и горных районах – в размере 1 процента.

13. Отнесение населенных пунктов к труднодоступным и горным районам определяется в соответствии с Инструкцией о порядке отнесения населенных пунктов к труднодоступным и горным районам (зарегистрирована Министерством юстиции за № 1868 от 11 ноября 2008 года).

14. Сохранен порядок, в соответствии с которым, если предприятия розничной торговли имеют несколько торговых точек, не являющихся самостоятельными юридическими лицами и расположенных в разных населенных пунктах, по которым установлены различные ставки единого налогового платежа, то они должны вести раздельный учет товарооборота по каждой торговой точке и уплачивать единый налоговый платеж по ставкам, установленным для этих населенных пунктов.

15. Сохранен порядок, в соответствии с которым для всех плательщиков единого налогового платежа (за исключением предприятий розничной торговли) установленная единая база для исчисления минимального размера единого налогового платежа рассчитывается исходя из трехкратной суммы земельного налога, исчисляемого исходя из занимаемой ими площади земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

При этом для предприятий розничной торговли сохраняется порядок исчисления минимального размера единого налогового платежа исходя из суммы установленного фиксированного налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аналогичный вид деятельности.

16. С 1 января 2018 года для плательщиков единого налогового платежа, имеющих земельные участки общей площадью более 1 гектара, введено обязательство по уплате земельного налога со всей площади с одновременной отменой для них порядка исчисления и уплаты единого налогового платежа с учетом минимального размера единого налогового платежа.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога плательщиками единого налогового платежа после регистрации Министерством юстиции будет доведен до налогоплательщиков в установленном порядке.

17. Для юридических лиц, осуществляющих деятельность по организации лотерей (в рамках данного вида деятельности), ставка единого налогового платежа сохранена в размере 33 процентов к налогооблагаемой базе.

IV. По фиксированному налогу

1. Ставки фиксированного налога по отдельным видам предпринимательской деятельности с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ставки фиксированного налога с индивидуальных предпринимателей, утверждены согласно приложениям №№10 и 11 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454.

2. С 1 января 2018 года введена градация ставок по фиксированному налогу с индивидуальных предпринимателей для: г. Ташкента; г. Нукуса и городов областных центров; прочих городов; прочих населенных пунктов.

3. Ставки фиксированного налога для юридических лиц, оказывающих услуги по временному хранению автотранспортных средств (за исключением временного хранения автотранспортных средств на автостоянках дехканских (продовольственных) рынков) установлены в следующих размерах, для:

г. Ташкента – 0,1 МРЗП в месяц за 1 м2;

г. Нукуса и городов областных центров – 0,06 МРЗП в месяц за 1 м2;

прочих городов – 0,05 МРЗП в месяц за 1 м2;

прочих населенных пунктов – 0,04 МРЗП в месяц за 1 м2.

Ставки фиксированного налога для юридических и физических лиц по детским игровым автоматам установлены в следующих размерах, для:

г. Ташкента – 3,0 МРЗП в месяц за 1 оборудованное место;

г. Нукуса и городов областных центров – 2,0 МРЗП в месяц за 1 оборудованное место;

прочих городов – 1,5 МРЗП в месяц за 1 оборудованное место;

прочих населенных пунктов – 1,0 МРЗП в месяц за 1 оборудованное место.

4. Ставки фиксированного налога с индивидуальных предпринимателей в 2018 году установлены в следующих размерах:

Вид деятельности

Ставка фиксированного налога (в кратных размерах к минимальной зарплате) в месяц

г. Ташкент

г. Нукус, города-областные центры

прочие города

прочие населенные пункты

1.

Розничная торговля:

       
 

продовольственными и непро-довольственными товарами

7,0

5,0

3,0

2,5

 

сельскохозяйственной продук-цией на дехканских рынках *

3,5

2,5

2,0

1,5

 

газетами, журналами и книжной продукцией

3,5

2,0

1,5

0,5

2.

Бытовые услуги

2,5

1,5

1,0

0,5

3.

Производство и сбыт собственной продукции, в т.ч. изготовление и реализация национальных сладостей и хлебобулочных изделий, а также изготовление и реализация отдельных видов штучных блюд без организации посадочных мест в домашних условиях или местах, специально отведенных решением органов государственной власти на местах

2,0

1,5

1,0

0,5

4.

Прочие виды деятельности

2,0

1,5

1,0

0,5

6

Услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом:

 
 

для грузовых автомобилей грузоподъемностью до 3 тонн

1,5

 

для грузовых автомобилей грузоподъемностью до 8 тонн

2,0

 

для грузовых автомобилей грузоподъемностью до 12 тонн

3,0

 

для грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн

3,5

5. Сохранен порядок, в соответствии с которым всем категориям плательщиков фиксированного налога ставки фиксированного налога определяются исходя из минимальной заработной платы, установленной на начало года – на 1 января 2018 года (172 240 сумов), и не пересматриваются в течение года при изменении размера минимальной заработной платы.

6. Физические лица, являющиеся инвалидами I и II группы, независимо от вида деятельности и места осуществления уплачивают фиксированный налог по ставке 50 процентов минимальной заработной платы в месяц.

V. По налогу на добавленную стоимость

Ставка налога на добавленную стоимость сохраняется в размере 20 процентов.

VI. По акцизному налогу

Ставки акцизного налога на подакцизные товары, производимые в Республике Узбекистан, и акцизного налога на подакцизные товары, завозимые на территорию Республики Узбекистан, утверждены согласно приложениям №№ 12–1 и 12–2 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454.

VII. По налогу за пользование водными ресурсами

1. Ставки налога за пользование водными ресурсами утверждены согласно приложению № 13 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454.

2. Для юридических лиц всех отраслей экономики (за исключением указанных в пунктах 2–4 приложения № 13 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454) и для дехканских хозяйств (юридических и физических лиц), а также для физических лиц, использующих водные ресурсы в процессе осуществления предпринимательской деятельности ставка установлена по поверхностным источникам водных ресурсов в размере 98,2 сум за 1 куб. метр и по подземным источникам водных ресурсов в размере 124,8 сум за 1 куб. метр.

Для организаций-производителей безалкогольных напитков ставка налога за пользование водными ресурсами по поверхностным и подземным источникам водных ресурсов по объему воды, используемой для производства безалкогольных напитков установлена в размере 15 870 сум за 1 куб. метр, а для прочих целей по поверхностным источникам водных ресурсов в размере 98,2 сум за 1 куб. метр и по подземным источникам водных ресурсов в размере 124,8 сум за 1 куб. метр.

При этом данные предприятия уплачивают налог за пользование водными ресурсами независимо от системы налогообложения (общеустановленный порядок налогообложения или упрощенный).

VIII. По налогам и специальным платежам для недропользователей

а) по налогу за пользование недрами.

Ставки налога за пользование недрами утверждены согласно приложению № 14 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454.

Ставки налога за пользование недрами сохранены на уровне ставок, действовавших в 2017 году.

б) по бонусам.

Ставки подписного бонуса утверждены согласно приложению № 15 – 1, ставки бонуса коммерческого обнаружения утверждены согласно приложению № 15–2 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454.

На 2018 год сохранены:

минимальные ставки подписного бонуса в размере от 100 до 10 000 кратного размера к минимальной заработной плате за право разведки и поиска полезных ископаемых;

ставка бонуса коммерческого обнаружения в размере 0,1 % к налогооблагаемой базе;

в) по налогу на сверхприбыль.

Ставки налога на сверхприбыль утверждены согласно приложению № 16 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454 и сохранены на уровне ставок, действовавших в 2017 году.

С 1 января 2018 года проиндексированы расчетные цены налогооблагаемой базы налога на сверхприбыль по меди катодной, природному газу, полиэтиленовым гранулам, цементу и клинкеру.

Установлено, что размер налогооблагаемой базы (без налога на добавленную стоимость и акцизного налога) для исчисления налога на сверхприбыль по меди катодной и природному газу в период сентябрь-декабрь 2017 года рассчитывается в соответствии с нормами, определенными Указом Президента Республики Узбекистан от 14 декабря 2017 года № УП-5284 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Республики Узбекистан».

IX. По налогу на имущество

1. Ставка налога на имущество юридических лиц утверждена согласно приложению № 17 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454.

Базовая ставка налога на имущество сохранена на уровне 2017 года в размере 5 процентов.

За неустановленное в нормативные сроки оборудование и незавершенные в нормативный срок объекты строительства, налог на имущество уплачивается по удвоенной ставке, если иное не предусмотрено законодательством.

2. Ставки налога на имущество физических лиц утверждены в соответствии с приложением № 18 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454.

3. С 1 января 2018 года ставки налога на имущество физических лиц установлены к кадастровой стоимости имущества (в 2017 году к инвентаризационной стоимости имущества):

за жилые дома и квартиры, дачные строения (за исключением, с общей площадью свыше 200 м2), иные строения, помещения и сооружения­ — в размере 0,2 процента (в 2017 году – 1,7%);

за жилые дома и квартиры, расположенные в городах с общей площадью:

— свыше 200 м2 до 500 м2 – в размере 0,25 процентов (в 2017 году – 2,1%);

— свыше 500 м2 – в размере 0,35 процентов (в 2017 году – 2,9%);

за жилые дома и квартиры, дачные строения, расположенные в прочих населенных пунктах с общей площадью свыше 200 м2 – в размере 0,25 процентов (в 2017 году – 2,1%).

При этом порядок определения кадастровой стоимости недвижимого имущества физических лиц в целях налогообложения после утверждения Кабинетом Министров будет доведен до налогоплательщиков в установленном порядке.

4. С 1 января 2018 года:

в целях исчисления налога на имущество физических лиц кадастровая стоимость имущества определяется исходя из кадастровых документов, но не ниже 42 000,0 тыс. сум;

условная стоимость имущества (при отсутствии кадастровой стоимости, определенной органами по оценке имущества физических лиц для взимания налога) в гг. Ташкенте и Нукусе, а также в областных центрах в размере 210 000,0 тыс. сумов, а в других городах и сельской местности – в размере 90 000,0 тыс. сумов;

в целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки после перехода на налогообложение имущества исходя из кадастровой стоимости предусмотрено, что сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная на основании кадастровой стоимости, не может превышать сумму налога, начисленного за 2017 год, более чем в 1,2 раза;

предоставляется право Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, районов и городов по согласованию с соответствующими Кенгашами народных депутатов, с учетом особенностей регионов, и места осуществления деятельности вводить понижающие и повышающие коэффициенты от 0,7 до 1,3 к установленным ставкам по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу с физических лиц.

По вновь возведенным жилым домам, не зарегистрированным в установленном порядке в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость, налог на имущество с физических лиц взимается исходя из двухкратного размера условной стоимости имущества.

В целях применения льготы по налогу на имущество для отдельной категории физических лиц, предусмотренных законодательством, необлагаемая площадь устанавливается в размере 60 кв.м от общей площади.

X. По земельному налогу

1. Ставки земельного налога утверждены согласно приложению № 19 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454.

Ставки земельного налога на 2018 год проиндексированы на 1,15 раза.

К ставкам, приведенным в таблицах 7 и 8, в зависимости от местоположения земельных участков, применяются коэффициенты: вокруг г. Ташкента в радиусе 20 км − 1,30, столицы Республики Каракалпакстан и областных центров в радиусе 15 км − 1,20, районных центров в радиусе 10 км − 1,15 и других городов в радиусе 5 км − 1,10.

Расстояние до земельных участков определяется от административных границ городов и районных центров по автомобильным дорогам. В случаях, когда земельный участок находится вблизи двух городов, принимается коэффициент, соответствующий более высокому функциональному назначению города. Применение коэффициентов, указанных в пунктах 1 и 2, осуществляется на основании информации органов, осуществляющих государственную регистрацию права на земельные участки, предоставляемой соответствующим органам государственной налоговой службы.

За земельные участки, предоставленные физическим лицам для предпринимательской деятельности, налог взимается по ставкам, утвержденным для юридических лиц.

Земельный налог с юридических и физических лиц по нежилым помещениям в многоэтажных жилых домах исчисляется исходя из площади нежилого помещения деленной на количество этажей.

2. При исчислении земельного налога, взимаемого с физических лиц, базовые ставки, приведенные в таблицах 5 и 6, применяются к земельным участкам в пределах установленных нормативов, а за земельные участки сверх установленных нормативов к базовым ставкам применяется повышающий коэффициент − 1,5.

При этом, В целях исчисления земельного налога с физических лиц применяется следующие нормативы земельных участков:

г.Ташкент, г.Нукус и города областного подчинения − 0,06 гектаров;

прочие населенные пункты (за исключением дехканских хозяйств) − 0,1 гектаров.

3. За земельные участки, занятые объектами незавершенного строительства, земельный налог уплачивается по удвоенным ставкам, если иное не предусмотрено законодательством.

XI. По единому земельному налогу

Ставка единого земельного налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей утверждена согласно приложению № 20 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплачивающих единый земельный налог исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, ставка единого земельного налога сохранена в размере 0,95 процентов.

При этом нормативная стоимость сельскохозяйственных угодий по каждому хозяйству определяется Узбекским государственным научно-проектным институтом «Уздаверлойиха» Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру.

XII. По местным налогам и сборам

В соответствии с приложением № 21 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454, в 2018 году предельные ставки местных налогов и сборов установлены в следующих размерах:

1. Ставки налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа установлены в следующих размерах:

за потребление бензина – 232,5 сум за 1 литр, 308 850 сум за 1 тонну;

за потребление дизельного топлива – 232,5 сум за 1 литр, 282 500 сум за 1 тонну;

за потребление сжиженного газа – 230 сум за 1 литр, 436 300 сум за 1 тонну;

за потребление сжатого газа – 305 сум за 1 куб. метр.

При реализации бензина, дизельного топлива и сжиженного газа через автозаправочные станции, налог на потребление бензина, дизельного топлива и сжиженного газа исчисляется из расчета за 1 литр, а в остальных случаях из расчета за 1 тонну.

2. Размеры указанных ставок являются едиными на всей территории Республики Узбекистан. Размеры ставок налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа по бензину и дизельному топливу, выработанному из давальческого сырья, формируются в пределах розничных цен на бензин и дизельное топливо с учетом налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа. Плательщики, порядок исчисления и уплаты налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа по объему бензина и дизельного топлива, вырабатываемого на давальческой основе из импортируемого сырья по договорам комиссии, определяются Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.

3. С 1 января 2018 года введена градация ставок по сбору за право розничной торговли отдельными видами товаров для: г. Ташкента; г. Нукуса и городов областных центров; прочих городов; прочих населенных пунктов.

4. Ставки сбора за право розничной торговли отдельными видами товаров (алкогольной продукцией и изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней) на 2018 год установлены в следующих размерах:

алкогольной продукцией, включая реализацию алкогольной продукции предприятиями общественного питания – в г. Ташкенте – 6 МРЗП в месяц, в г. Нукус и городов областных центров – 5 МРЗП в месяц, прочие города – 4 МРЗП в месяц и в прочих населенных пунктах – 3 МРЗП в месяц;

изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней – в г. Ташкенте – 4 МРЗП в месяц, в г. Нукус и городов областных центров – 3,5 МРЗП в месяц, прочие города – 3 МРЗП в месяц и в прочих населенных пунктах – 2 МРЗП в месяц.

5. Ставка сбора за право оказания платных услуг по временному хранению автотранспортных средств сохранена на уровне 2017 года.

При этом размер сбора в г. Ташкенте не может быть менее 5 минимальных заработных плат, в областных центрах — 3 минимальных заработных плат, в других населенных пунктах — 2 минимальных заработных плат в месяц.

6. Ставки сборов установлены в месяц в кратных размерах к минимальной заработной плате, установленной на начало года – на 1 января 2018 года (172 240 сумов), и не пересматриваются в течение года при изменении размера минимальной заработной платы.

XIII. Обязательные отчисления в государственные целевые фонды

1. В связи с объединением обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд, в Республиканский дорожный фонд и во внебюджетный Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений в единый платеж – обязательные отчисления в государственные целевые фонды ставка в 2018 году установлено в размере 3,2 процента.

Льготы, ранее предоставленные законодательством хозяйствующим субъектам по обязательным отчислениям во внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан, распространяются на обязательные отчисления во внебюджетный Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

2. Предприятия, имеющие льготы по Республиканскому дорожному фонду и (или) Фонду развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений, уплачивают обязательные отчисления в государственные целевые фонды по ставке 1,5% с полным зачислением во внебюджетный Пенсионный фонд.

3. Ставки сборов и отчислений в Республиканский дорожный фонд при Кабинете Министров Республики Узбекистан утверждены согласно приложению № 22 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454.

XIV. Обязательные платежи в социальные фонды

1. Ставки единого социального платежа утверждены согласно приложению № 23 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454.

2. Сохранена действовавшая в 2017 году ставка единого социального платежа для микрофирм и малых предприятий, а также фермерских хозяйств в размере 15 процентов к налогооблагаемой базе.

При этом для данной категории предприятий сумма единого социального платежа распределяется в следующих размерах:

Внебюджетный Пенсионный фонд

14,8%

Государственный фонд содействия занятости

0,1%

Совет Федерации профсоюзов Узбекистана

0,1%

Для остальных плательщиков ставка единого социального платежа сохранена на уровне 2017 года в размере 25 процентов. При этом сумма единого социального платежа распределяется в следующих размерах:

Внебюджетный Пенсионный фонд

24,8%

Государственный фонд содействия занятости

0,1%

Совет Федерации профсоюзов Узбекистана

0,1%

3. Ставка обязательных страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд сохранена на уровне 2017 года и установлена в размере 8 процентов.

XV. Отдельные вопросы налогообложения

1. С 1 января 2018 года предусмотрено, что для юридических лиц, оказывающих услуги по перевозке грузов, независимо от системы налогообложения, совокупная сумма уплачиваемых ими налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды в расчете на одну единицу транспортного средства не должна быть менее суммы фиксированного налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями по данному виду деятельности. При этому определено, что дополнительно исчисленная сумма засчитывается в счет уплаты налога на прибыль юридических лиц или единого налогового платежа.

2. Для юридических лиц сохранен действующий порядок налогообложения доходов от сдачи недвижимого имущества в аренду, в соответствии с которым данные доходы определяются исходя из суммы арендной платы, установленной договором, но не ниже рассчитанной по минимальным ставкам арендной платы за пользование государственным недвижимым имуществом.

2. Минимальные ставки размеров арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду, утверждены согласно приложению № 25 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454 и установлены в следующих размерах:

по жилым помещениям ставка за 1 м2 общей площади – в г. Ташкенте –
4 500 сум в месяц, в г. Нукус и городов областных центров – 3 000 сум в месяц и в прочих населенных пунктах – 1 500 сум в месяц;

по нежилым помещениям ставка за 1 м2 общей площади – в г. Ташкенте – 9 000 сум в месяц, в г. Нукус и городов областных центров – 6 000 сум в месяц и в прочих населенных пунктах – 3 000 сум в месяц;

за легковой автомобиль (автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, багажа и имеющее не более 8 мест для посадки, не считая места водителя) за 1 автотранспортное средство – 330 000 сум в месяц;

за микроавтобусы, автобусы и грузовые автомобили за 1 автотранспортное средство – 645 000 сум в месяц.

3. Плата за использование абонентского номера, уплачиваемая юридическими лицами, оказывающими услуги мобильной связи (сотовыми компаниями), установлена в размере 4 000 сумов в месяц, с распределением средств согласно приложению № 26 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП-3454.

4. Минимальные размеры налоговой задолженности для обращения взыскания на имущество налогоплательщиков установлены согласно приложению № 27 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП–3454.

Минимальные размеры налоговой задолженности для обращения взыскания на имущество налогоплательщиков определяются исходя из минимальной заработной платы, установленной на начало года – на 1 января 2018 года (172 240 сумов), и не пересматривается в течение года при изменении размера минимальной заработной платы.

XVI. По льготам

1. До 1 января 2023 года освобождаются:

бюджетные организации, получающие дополнительные доходы из источников, указанных в статьях 60-63 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан, от всех видов взимаемых налогов, сборов в Республиканский дорожный фонд и обязательные отчисления в государственные целевые фонды;

иностранные высшие образовательные учреждения, аккредитованные в Республике Узбекистан, от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды в рамках их образовательной деятельности, осуществляемой в Республике Узбекистан, а также единого социального платежа и налога на доходы физических лиц в части фонда оплаты труда иностранных работников.

2. Отменяются с 1 апреля 2018 года льготы, предоставленные:

предприятиям, включенным в программы локализации, в том числе по реализуемым проектам;

по налогу на прибыль юридических лиц, налогу на имущество и единому налоговому платежу предприятиям-экспортерам в зависимости от доли экспорта.

XVII. Изменения и дополнения, внесенные с 1 января 2018 года в некоторые решения Президента и Правительства Республики Узбекистан С 1 января 2018 года в соответствии с приложением № 33 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года № ПП-3454 внесены изменения и дополнения в некоторые решения Президента и Правительства Республики Узбекистан. В частности:

— абзац второй пункта 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 7 июня 2017 года № ПП-3042 «О расширении полномочий органов государственной власти на местах и повышении их ответственности за формирования доходов местных бюджетов» изложен в следующей редакции:

«неиспользованные целевые социальные трансферты в конце текущего финансового года подлежат возврату в соответствующий вышестоящий бюджет»;

— внесены изменения в пункт 4 Ставок государственной пошлины, утвержденных постановлением Кабинета Министров от 3 ноября 1994 года № 533, предусматривающие отмену особого порядка уплаты государственной пошлины по автомобилям, срок эксплуатации которых не превышает одного года, с установлением для них правил, предусмотренных для автомобилей до 3 лет – 10 % от минимальной заработной платы за каждую лошадиную силу для местного производства и 30 % от минимальной заработной платы за каждую лошадиную силу для импортного производства;

— в связи с изменением размера обязательных ежемесячных взносов, перечисляемых на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан, с 1 до 2 процентов от доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических, внесены изменения в:

а) абзац второй пункта 2 постановления Кабинета Министров от 21 декабря 2004 года № 595 «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О накопительном пенсионном обеспечении граждан»;

б) пункт 32 Положения об Инновационном центре по поддержке разработки и внедрения информационных технологий «Mirzo Ulugbek Innovation Center», утвержденного постановлением Кабинета Министров от 15 августа 2017 года № 631.

Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*