Налоговая революция: быть или не быть? Мнение экспертов и реализация концепции.

Опубликован проект Концепции по коренному реформированию налоговой системы, подготовленный согласно распоряжению президента от 13 февраля Национальным агентством проектного управления при президенте. Документ комментирует независимый экономист, директор Center for Economic Development Юлий Юсупов.

Если предлагаемые в проекте меры будут реализованы, то, не побоюсь это сказать, налоговая система Узбекистана станет одной из самых удобных для бизнеса в мире, а в нашей экономике произойдет самая настоящая революция. Революция, которая радикально улучшит бизнес-климат в стране. В чем суть предлагаемых изменений?

1. Радикальное упрощение налоговой системы: сокращение числа налогов, налоговых режимов, унификация правил уплаты налогов для разных категорий налогоплательщиков, упрощение методов расчета налогов, категорический отказ от индивидуальных налоговых льгот.

Зачем это нужно? Правила, по которым работает налоговая система Узбекистана, очень сложны, противоречивы и не соответствуют международной практике.

Во-первых, много разных режимов налогообложения: для малого и крупного бизнеса, для торговли, для аграриев, финансовых учреждений, индивидуальных предпринимателей и т. д.

Во-вторых, много разных правил исчисления одних и тех же налогов для разных категорий налогоплательщиков и много разных налогов.

В-третьих, много отличий от мировой практики в определении налогооблагаемой базы (у нас налогом зачастую облагается то, что не облагается в других странах), особенно по налогу на прибыль и НДС.

В-четвертых, имеется огромное количество исключений, дополнительных правил, льгот, в том числе индивидуальных (для отдельных предприятий), при уплате налогов. Все это делает нашу налоговую систему безумно сложной и непрозрачной, увеличивает издержки налогового администрирования.

2. Радикальное сокращение налоговой нагрузки, прежде всего нагрузки на труд и на предприятия общеустановленного режима налогообложения, устранение разрыва в налоговой нагрузке между малым и крупным бизнесом.

Почему это необходимо сделать? Существующая у нас налоговая нагрузка (30−35% от ВВП) непосильна для развивающихся экономик. Такую нагрузку могут себе позволить только очень богатые страны. Не сократив нагрузки, мы не сможем обеспечить приемлемые темпы экономического развития.

Сокращение нагрузки должно касаться в первую очередь налогов на труд, которые у нас очень высоки, что не стимулирует рост занятости и поощряет теневую экономику.

Другой, не менее важный источник высокой налоговой нагрузки — непосильное налоговое бремя на предприятия общеустановленного режима налогообложения, что является источником огромного разрыва в налоговой нагрузке между малым и крупным бизнесом. При переходе от упрощенного режима к общеустановленному она может возрасти в несколько раз. Это означает невозможность роста бизнеса и использования преимуществ от экономии на масштабах, что существенно снижает возможности для увеличения конкурентоспособности наших производителей.

3. Отказ от налогов с выручки (с оборота) и расширение круга плательщиков НДС. Вопреки международной практике, у нас широко применяются налоги с выручки. То есть налогами облагается не добавленная стоимость, прибыль, доход и прочее, а вся выручка, включая затраты. Это отчисления с выручки в различные внебюджетные фонды для предприятий общеустановленной системы налогообложения (объединены с 2018 года в один платеж), единый налоговый платеж для малых предприятий, а также для компаний сфер торговли и общественного питания.

Зачастую в наших условиях даже НДС (налог не на выручку, а на ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ) превращается в свою противоположность — в налог с выручки. Дело в том, что уплата НДС построена по зачетам (когда продаете товар, платите НДС первоначально со всей стоимости товара, а потом уже вам делают зачет НДС, уплаченного ранее другими участниками цепочки). В нашей экономике плательщиков НДС очень мало, так как предприниматели предпочитают работать в упрощенном режиме, и поэтому в этой цепочке постоянно возникают разрывы, которые не позволяют принять в зачет ранее уплаченный НДС. То есть в конечном счете платить налог приходится не с добавленной стоимости, а с выручки.

Налоги с выручки, а также разрывы в цепочке уплаты НДС крайне негативно сказываются на общественном разделении труда, формировании длинных цепочек создания добавленной стоимости. Ведь чем длиннее цепочка, тем больше налогов придется платить: имеет место двойное, тройное и т. д. налогообложение. В такой ситуации наша экономика обречена на вечную роль сырьевого придатка мирового хозяйства, так как создать полноценный цикл производства: от сырья до продукции с высокой добавленной стоимостью — с такими правилами налогообложения просто невозможно.

4. Кардинальное совершенствование налогового администрирования. Необходимость совершенствования налогового администрирования связана прежде всего с тем, что до сих пор не внедрены передовые формы и методы электронного администрирования налогов и осуществления налогового контроля, не выработана эффективная система анализа и управления рисками при осуществлении контрольной деятельности. Это негативно сказывается на эффективности проводимых проверок и способствует необоснованному вмешательству в деятельность добросовестных субъектов предпринимательства.

Основные изменения, предлагаемые проектом концепции

1. Отказ от налогов с выручки для предприятий общеустановленного режима — отчислений в государственные целевые фонды (3,2% от выручки в 2018 году).

2. Объединение всех налогов на труд в один налог и революционное сокращение налоговой нагрузки на труд: ставка общего налога планируется на уровне 25% от фонда оплаты труда. Это вместо подоходного налога (прогрессивная шкала, максимальная ставка — 22,5%), единого социального платежа (25% для крупных и 15% для малых предприятий) и страховых взносов в Пенсионный фонд (8%).

3. Радикальное снижение ставки налога на добавленную стоимость: с 20 до 12%. При определении размера ставки ориентировались на наших соседей — Казахстан и Кыргызстан.

4. Радикальное изменение принципов уплаты налога на прибыль (кроме коммерческих банков и страховых компаний). Налоги на прибыль и на дивиденды объединяются. Облагаться будет только распределяемая прибыль: дивиденды и расходы предпринимателя, осуществляемые за счет компании, на личное потребление. То есть облагаться будет только та прибыль, которая изымается из предприятия его собственником. При этом ставка налога устанавливается на уровне ставки подоходного налога — 25%. Задачи данной меры: а) стимулировать инвестиционную активность бизнеса (расходы на инвестиции выводятся из налогообложения), б) значительное упрощение налогового администрирования (налог на прибыль — самый сложный для расчетов).

Кроме того, имеет место и сокращение налоговой нагрузки: вместо налога на прибыль (14%) и налога на дивиденды (10%) уплачивается налог в 25% при существенном уменьшении налогооблагаемой базы, так как с нераспределенной прибыли налог не платится.

5. Упрощенный порядок налогообложения упраздняется. При этом сохраняются особые режимы: а) для аграрных хозяйств с уплатой единого земельного налога и б) для индивидуальных предпринимателей с уплатой фиксированного налога на отдельные виды предпринимательской деятельности.

6. Субъекты малого бизнеса, которыми теперь признаются юридические лица, имеющие годовой оборот не более 1 млрд сумов, получат право вместо НДС уплачивать налог с оборота (выручки) в размере 5%.

7. Индивидуальные предприниматели с годовым оборотом, превышающим 1 млрд сумов, переводятся на общеустановленную систему налогообложения без изменения организационно-правовой формы.

8. Планируется снижение налоговой нагрузки по налогу на имущество юридических лиц и объединение его с земельным налогом в налог на недвижимость.

9. Меры по совершенствованию налогового администрирования в основном связаны с внедрением современных технологий взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, которые призваны улучшить качество предоставляемых услуг, повысить эффективность контрольных функций налоговых органов, а также с повышением ответственности налогоплательщиков.

Над концепцией еще нужно поработать. Для этого планируется организовать обсуждения. Но в целом, на мой взгляд, концепция замечательная. Ее реализация позволит существенно улучшить условия для повышения конкурентоспособности местной продукции, ускорения экономического развития и легализации теневой экономики.

Уважаемые налогоплательщики, поддержите Концепцию реформирования налоговой системы Узбекистана! Внесите свой вклад в будущее страны.

Принять участие в обсуждении проекта концепции

Источник

Налоговая реформа: не надо бояться ликвидации упрощенного режима налогообложения

Я уже многократно писал, почему необходима кардинальная реформа нашей налоговой системы, в том числе и на страницах Repost.uz. Вопреки моим опасениям (на разработку концепции было дано очень мало времени) получился по-настоящему революционный документ, реализация которого позволит сделать нашу налоговую систему одной из самых лучших в мире. И я не преувеличиваю.

Документ предполагает радикальное упрощение нашей запредельно усложненной налоговой системы: сокращение числа налогов, налоговых режимов, унификация правил уплаты налогов для разных категорий налогоплательщиков, упрощение методов расчета налогов, категорический отказ от индивидуальных налоговых льгот.

В частности, отменяется упрощенный режим налогообложения (кроме аграриев). Малому бизнесу придется переходить на общеустановленный режим налогообложения. Казалось бы, это полный кошмар для малых предприятий, который не мог присниться даже в самом страшном сне. Но суть реформы как раз в том, чтобы укрупнение бизнеса и необходимость платить все положенные налоги больше не было кошмаром. Планируется супер радикальное облегчение налоговой нагрузки и налогового администрирования для общеустановленного режима налогообложения.

  1. Объединение всех налогов на труд в один налог и революционное сокращение налоговой нагрузки: ставка общего налога планируется на уровне 25% от фонда оплаты труда. Это вместо подоходного налога (прогрессивная шкала, максимальная ставка — 22,5%), единого социального платежа (25% для крупных и 15% для малых предприятий) и страховых взносов в Пенсионный фонд (8%). Для крупных предприятий налоговая нагрузка на труд сокращается примерно в два раза!
  2. Упразднение налогов с выручки для предприятий общеустановленного режима — отчислений в государственные целевые фонды (3,2% от выручки в 2018 г.). Мало того, что эти отчисления ложились тяжелым бременем на крупный бизнес, они, как и любые налоги с выручки, убивали формирование длинных цепочек создания добавленной стоимости: чем длиннее цепочка, тем больше налогов платишь.
  3. Радикальное снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС): с 20 до 12%. При определении размера ставки ориентировались на наших соседей – Казахстан и Кыргызстан. Данная мера позволит нашему бизнесу на равных конкурировать с предприятиями стран-соседей.
  4. Радикальное изменение принципов уплаты налога на прибыль (кроме коммерческих банков и страховых компаний). Налоги на прибыль и на дивиденды объединяются. Облагаться будет только распределяемая прибыль: дивиденды и расходы предпринимателя, осуществляемые за счет компании, на личное потребление. То есть облагаться будет только та прибыль, которая изымается из предприятия его собственником. При этом ставка налога устанавливается на уровне ставки подоходного налога – 25%. Это означает существенное сокращение налоговой нагрузки: вместо налога на прибыль (14%) и налога на дивиденды (10%) уплачивается налог в 25% при существенном уменьшении налогооблагаемой базы, так как с нераспределенной прибыли налог не платится. Задачи данной меры: а) стимулировать инвестиционную активность бизнеса (расходы на инвестиции выводятся из налогообложения), б) значительное упрощение налогового администрирования (налог на прибыль – самый сложный для расчетов).
  5. Снижение налоговой нагрузки по налогу на имущество юридических лиц за счет поэтапного снижения ставки (в 2019 году до 2,5 процентов и до 2021 года до 1 процента) и исключения из объектов налогообложения производственных зданий и сооружений.
  6. Упрощение и электронизация расчетов налогов. Одна из ключевых проблем общеустановленного режима – сложность расчетов существующих налогов. Задача налоговой реформы – сделать эти расчеты предельно простыми и автоматизировать их.
  7. Совершенствование механизмов налогового контроля. Налоговики должны будут перейти с прямых проверок на преимущественно камеральный контроль, когда недобросовестные налогоплательщики выявляются по косвенным показателям их деятельности.

Таким образом общеустановленный режим налогообложения становится «пригодным для жизни» и теперь не надо бояться перехода на этот режим. Да, для некоторых категорий малых предприятий налоговая нагрузка может несколько возрасти. Но это неизбежная плата за устранение накопившихся диспропорций нашей налоговой системы. Поверьте, все другие варианты выравнивания налоговой нагрузки между малым и крупным бизнесом были гораздо более болезненными для малого бизнеса, чем предлагаемый.

И еще несколько комментариев.

  1. Предприятия, имеющие годовой оборот не более 1 млрд. сум, получат право вместо НДС уплачивать налог с оборота (выручки) в размере 5%. Но я бы на месте руководителей предприятий подумал и посчитал. Уплата 12%-го НДС может оказаться выгоднее, с учетом того, что цепочки уплаты не будут прерываться и вы сможете получать зачет. Кроме того, неплательщику НДС в новых условиях будет сложно продать свой товар, так как его покупатели (если они плательщики) не смогут сделать свой зачет при уплате НДС.
  2. Индивидуальные предприниматели с годовым оборотом, превышающим 1 млрд. сум, переводятся на общеустановленную систему налогообложения без изменения организационно-правовой формы.

И последнее.

Уважаемые налогоплательщики!

Если данная концепция будет принята и реализована, то это будет означать, что президент и правительство пойдут на беспрецедентно смелый, революционный шаг по совершенствованию правил организации нашей экономики. И это весьма рискованный шаг, так как он предполагает, что при столь радикальном снижении налоговой нагрузки бюджет может не досчитаться больших денег. Но этого не произойдет и, более того, доходы бюджета возрастут, если граждане страны оценят это мужественное решение и превратятся в законопослушных налогоплательщиков. Весь расчет на то, что снижение налоговой нагрузки и упрощение правил налогообложения приведут к ускорению развития экономики и легализации части теневого бизнеса, что расширит налогооблагаемую базу, а, значит, и увеличит поступления в бюджет.

Да, при существующей налоговой системе мы вынуждены нарушать правила, фактически превращаться в преступников. Эта система ужасна, не уклоняться от налогообложения зачастую просто невозможно. Особенно когда ваши конкуренты легально (получают налоговые льготы) или нелегально (уходят в тень) не платят налоги. Но новые правила налогообложения, если они будут приняты, вполне удобны и не обременительны для применения. И мы все просто будем обязаны стать честными налогоплательщиками, в том числе:

— перестанем платить и получать заплату «в конверте»,

— скрывать выручку,

— раздувать расходы,

— занижать стоимость растомаживаемых товаров,

— искать прочие «левые» способы уклонения от уплаты налогов.

Если государство сделает этот огромный шаг в сторону эффективной экономики, общество, бизнес, все налогоплательщики должны будут сделать ответный шаг. Иначе у нашей экономики не будет шанса на развитие. Иначе как мы будем смотреть в глаза нашим детям и внукам?

Давайте поддержим налоговую реформу!

Источник

Предлагаем ознакомиться с проектом Концепции реформирования налоговой системы Республики Узбекистан, вынесенным на общественное обсуждение.

КОНЦЕПЦИЯ

реформирования налоговой системы Республики Узбекистан

I. Ключевые приоритеты реформирования налоговой системы Республики Узбекистан

II. Основные направления реформирования системы налогообложения

III. Основные направления реформирования системы налогового администрирования

IV. Ожидаемые результаты от реформирования налоговой системы Республики Узбекистан

Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах одним из ключевых направлений в сфере развития и либерализации экономики определены продолжение курса на снижение налогового бремени и упрощение системы налогообложения, совершенствование налогового администрирования и расширение мер соответствующего стимулирования.

Вместе с тем, действующая система налогообложения не отвечает современным требованиям, сдерживает дальнейшее развитие экономики, не стимулирует расширение и модернизацию производства, не обеспечивает максимально благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности, в частности:

остается крайне высоким уровень налогового бремени на субъекты предпринимательства (данный показатель в Узбекистане выше, чем в большинстве стран СНГ), что обуславливает вывод доходов в теневой оборот;

не обеспечивается стабильность налогового законодательства, сформировалась сложная система расчета налогов и других обязательных платежей, в том числе по упрощенной системе налогообложения, при этом большим количеством подзаконных актов установлены исключения и особые правила расчета налогов, увеличивающие налоговую нагрузку и транзакционные издержки бизнеса;

образовалась значительная разница в уровне налоговой нагрузки между индивидуальными предпринимателями, субъектами малого и крупного бизнеса (в среднем 3-4 раза), при этом, если доля субъектов малого бизнеса в валовом внутреннем продукте составляет более 50 процентов, то в структуре налоговых поступлений на их долю приходится чуть более 7 процентов;

высокая ставка и система взимания налога на добавленную стоимость (НДС) отвлекает оборотные средства налогоплательщиков, приводит к удорожанию стоимости промежуточной и конечной потребительской продукции, препятствует развитию кооперации между крупным и малым бизнесом;

наличие различных платежей в целевые государственные фонды, по сути являющихся оборотными налогами, приводит к росту налогового бремени;

действующая система налогообложения имущества юридических лиц сдерживает инвестиции в производственные капитальные сооружения и инфраструктуру, а также приводит к увеличению затрат капиталоемких отраслей;

высокие ставки налога на доходы физических лиц и единого социального платежа приводят к занижению фонда оплаты труда и, в конечном итоге, выплате заработной платы в «конвертах» (налог на доходы физических лиц уплачивает только треть от числа граждан в трудоспособном возрасте);

сложилась широкая практика поддержки хозяйствующих субъектов за счет налоговых льгот, в том числе индивидуального характера, отсрочки или списания налоговой задолженности, что существенно ограничивает здоровую конкуренцию, при этом отсутствует действенная система мониторинга и контроля за эффективностью предоставляемых льгот.

Наряду с этим, неэффективное налоговое администрирование негативно сказывается на уровне доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан, не обеспечивает достаточный уровень собираемости налогов и других обязательных платежей, в частности:

отсутствует эффективный обмен информацией между государственными органами и организациями с использованием передовых информационно-коммуникационных технологий;

до настоящего времени не внедрены передовые формы и методы электронного администрирования налогов и осуществления налогового контроля, в том числе отсутствует единая система электронной регистрации счетов-фактур, не используются контрольно-кассовые аппараты, передающие сведения о проведенных операциях в налоговые органы в режиме «онлайн»;

не выработана эффективная система анализа и управления рисками при осуществлении контрольной деятельности, что негативно сказывается на эффективности проводимых проверок и препятствует снижению вмешательства в деятельность добросовестных субъектов предпринимательства;

отмечается крайне низкая собираемость по местным налогам и сборам вследствие слабых механизмов их администрирования, включая недостатки в сфере учета и объективного определения стоимости недвижимости и земельных участков;

не выработана эффективная система досудебного урегулирования налоговых споров, что приводит к росту обращений налогоплательщиков в судебные органы, увеличивая тем самым издержки бизнеса и вызывая недовольство предпринимателей;

из-за сложности налогового законодательства отмечается крайне низкая эффективность разъяснительной работы, а также мер по профилактике и раннему предупреждению налоговых правонарушений.

Указанные недостатки негативно сказываются на инвестиционной привлекательности, поскольку действующая налоговая система в глазах большинства инвесторов не обеспечивает понятности, здоровой конкуренции, прозрачности налогового администрирования, приемлемый уровень налогового бремени и гарантий защиты прав инвесторов.

I. Ключевые приоритеты реформирования налоговой системы Республики Узбекистан

1. Переход на среднесрочное налоговое планирование и усиление гарантий стабильности налогового законодательства, повышение инвестиционной привлекательности республики.

2. Максимальное упрощение налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий в нормативно-правовых актах, усиление защиты прав и интересов добросовестных налогоплательщиков.

3. Обеспечение прямого действия норм Налогового кодекса Республики Узбекистан с исключением отсылочных норм и отменой всех подзаконных актов, регламентирующих вопросы налогообложения, а также установление норм, предусматривающих вступление в силу любых изменений в налоговом законодательстве только с очередного финансового года.

4. Снижение уровня налогового бремени на субъекты предпринимательства, устранение диспропорций в уровне налоговой нагрузки между крупным и малым бизнесом.

5. Коренное реформирование системы налогообложения субъектов малого бизнеса с целью устранения факторов, сдерживающих расширение их деятельности, приводящих к дроблению бизнеса и сокрытию реальной численности работников.

6. Усиление правовых гарантий и внедрение механизмов, обеспечивающих категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых и таможенных льгот, обеспечение благоприятной конкурентной среды.

7. Оптимизация количества налогов путем их унификации и объединения налогов, имеющих схожую налогооблагаемую базу, а также сокращение и упрощение налоговой отчетности, минимизация операционных расходов.

8. Создание и внедрение механизмов, стимулирующих добровольную уплату налогоплательщиками налогов и других обязательных платежей, тем самым сокращение теневого оборота, предотвращение фактов уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей.

9. Совершенствование форм и механизмов налогового контроля, в том числе за счет дальнейшего внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих наиболее полный охват и учет объектов налогообложения и налогоплательщиков, прежде всего, за счет усиления взаимодействия и обмена информацией между государственными органами, совершенствования технологий по обработке больших данных (технологий big data).

10. Принятие мер по повышению грамотности субъектов предпринимательства и граждан в вопросах налогообложения, проведение широкой разъяснительной работы и пропаганды законодательства.

II. Основные направления реформирования системы налогообложения

1. Отмена налога на прибыль юридических лиц (за исключением коммерческих банков и страховых организаций), с установлением порядка, согласно которому обложению налогом на дивиденды по ставке 25 процентов подлежит только выплачиваемая в виде дивидендов прибыль.

2. Снижение ставки НДС с 20 до 12 процентов, с распространением обязанности по его уплате на все категории налогоплательщиков, включая индивидуальных предпринимателей с оборотом свыше 1 млрд. сум, а также созданием полноценной системы зачета налога, конкретизацией налогооблагаемой базы, с освобождением от уплаты НДС оборотов по реализации сельскохозяйственной продукции и отдельных продовольственных товаров, произведенных в республике, в целях недопущения роста цен на них.

Инвентаризация и отмена неэффективных льгот по уплате НДС, в том числе при импорте товаров.

3. Отмена всех обязательных платежей, взимаемых в государственные целевые фонды с оборота (выручки) юридических лиц.

4. Объединение налога на доходы физических лиц, единого социального платежа и страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан в единый налог на доходы физических лиц с плоской шкалой налогообложения в размере 25 процентов.

5. Упразднение системы упрощенного порядка налогообложения, с оставлением как самостоятельных налогов единого земельного налога и фиксированного налога по отдельным видам предпринимательской деятельности, осуществляемым физическими лицами без образования юридического лица, с критическим пересмотром количества видов деятельности, разрешенных к осуществлению, и повышением числа работников, нанимаемых индивидуальными предпринимателями.

6. Введение системы, при которой субъектами малого бизнеса признаются юридические лица, имеющие годовой оборот не более 1 млрд. сум:

не являющиеся плательщиками НДС;

уплачивающие налог с оборота (выручки) в размере 5 процентов.

7. Введение порядка, при котором индивидуальные предприниматели с годовым оборотом, превышающим установленный пороговый размер выручки для признания субъектом малого бизнеса (1 млрд. сум), переводятся на общеустановленную систему налогообложения без изменения организационно-правовой формы.

8. Снижение налоговой нагрузки по налогу на имущество юридических лиц за счет поэтапного снижения ставки (в 2019 году до 2,5 процентов и до 2021 года до 1 процента) и исключения из объектов налогообложения производственных зданий и сооружений.

9. Расширение круга плательщиков земельного налога и налога на имущество юридических лиц, за счет отмены упрощенного порядка налогообложения, поэтапное внедрение в течение пятилетнего периода налога на недвижимость.

10. Совершенствование системы налогообложения водо- и недропользователей, унификация и упрощение расчета налогооблагаемой базы, отмена налога на сверхприбыль с переводом на уплату роялти по виду деятельности.

11. Поэтапная унификация видов и ставок акцизного налога на производимые в Республике Узбекистан и импортируемые подакцизные товары, а также сокращение видов акцизного налога.

12. Установление конкретных механизмов налогообложения объектов интеллектуальной собственности, приобретаемых по импорту в качестве товаров или услуг.

13. Совершенствование налогообложения доходов нерезидентов юридических лиц.

III. Основные направления реформирования системы налогового администрирования

1. Введение системы по взаимодействию органов государственной налоговой службы с налогоплательщиками и дальнейшему расширению предоставления услуг с широким применением информационно-коммуникационных технологий, с максимальным сокращением личного контакта, путем повышения эффективности использования персональных кабинетов.

2. Внедрение порядка обслуживания налогоплательщиков по системе клиенто-ориентированного сервиса для создания всесторонних удобств для получения необходимой информации в едином зале по обслуживанию налогоплательщиков.

3. Совершенствование организационной структуры органов государственной налоговой службы, внедрение открытых критериев оценки их деятельности, в том числе по качеству предоставляемых государственных услуг и осуществлению контрольных функций, повышение эффективности мер по подготовке и переподготовке кадров налоговых органов, улучшение их материального обеспечения.

4. Внедрение системы электронного администрирования НДС, в том числе программного комплекса по учету электронных счетов-фактур в органах государственной налоговой службы посредством использования персонального кабинета налогоплательщика с последующим анализом и контролем всей цепочки оборотов в целях повышения собираемости налога и выявления недобросовестных налогоплательщиков.

5. Внедрение риск-ориентированного подхода, инновационных методов камерального контроля, усиление взаимодействия с государственными органами и организациями по обмену информацией о возникновении налоговых обязательств физических и юридических лиц.

6. Внедрение контрольно-кассовых машин, обеспечивающих передачу информации о проведенных операциях в налоговые органы в режиме «онлайн», а также информационной маркировки и мониторинга движения отдельных видов товаров (продукции).

7. Установление механизмов контроля и совершенствование порядка налогообложения операций хозяйствующих субъектов, связанных с трансфертным ценообразованием.

8. Отмена неэффективных организационно-правовых форм субъектов предпринимательства, включая семейные и частные предприятия.

9. Пересмотр и сокращение расчетов по отдельным видам налогов и других обязательных платежей, имеющих схожую налогооблагаемую базу.

10. Совершенствование и упрощение механизмов возврата и зачета сумм излишне уплаченных налогов и других обязательных платежей.

11. Пересмотр штрафных санкций и усиление всех видов ответственности за налоговые правонарушения, установление прозрачных механизмов начисления штрафов и пени.

12. Разработка и утверждение порядка исключительно целевого предоставления налоговых льгот, внедрение системы мониторинга и оценки эффективности их применения, закрепление норм об обязательном возврате в бюджет сумм неэффективно использованных льгот.

13. Коренное совершенствование внутреннего налогового аудита в органах государственной налоговой службы, внедрение систем внутреннего контроля по противодействию коррупции в соответствии с передовой зарубежной практикой.

14. Внедрение механизма досудебного урегулирования налоговых споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, создание независимого межведомственного экспертного совета при Министерстве финансов Республики Узбекистан по досудебному урегулированию налоговых споров, с включением в него представителей негосударственных некоммерческих организаций.

15. Расширение международного сотрудничества и присоединение к передовым международным инициативам, направленным на организацию обмена информацией по налоговым вопросам и борьбу с уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей.

16. Повышение уровня налоговой грамотности налогоплательщиков посредством усиления разъяснительной работы налоговыми органами, в том числе с применением информационных технологий (вебинары, онлайн-чаты).

IV. Ожидаемые результаты от реформирования налоговой системы Республики Узбекистан

1. Совершенствование налоговой политики и формирование принципиально новой налоговой системы Республики Узбекистан, направленной на:

обеспечение ускоренного развития экономики, повышение стимулирующей роли налогов и их содействие в развитии отечественного производства, в том числе выпуска экспортоориентированной и импортозамещающей продукции;

устранение неравномерной налоговой нагрузки между различными категориями субъектов предпринимательства и барьеров, препятствующих увеличению численности работников и повышению официальной занятости населения;

формирование здоровой конкурентной среды и повышение эффективности использования предоставляемых государством мер поддержки, в том числе категорический отказ от практики предоставления индивидуальных налоговых льгот, а также реализация принципа справедливости налогообложения;

формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности, стабильное развитие бизнеса, модернизацию и диверсификацию экономики страны;

недопущение роста уровня налоговых изъятий, увеличение благосостояния граждан, улучшение финансового состояния субъектов предпринимательства;

дальнейшее усиление мер по либерализации экономики, защите прав и законных интересов граждан, субъектов предпринимательства и инвесторов.

2. Улучшение налогового администрирования и повышение качества оказываемых государственных услуг в сфере налогообложения, в том числе:

вывод на качественно новый уровень взаимоотношений между органами государственной налоговой службы и налогоплательщиками, формирование чувства восприятия налоговых органов как бизнес-партнеров и консультантов;

внедрение передовых информационных технологий, направленных на обеспечение максимальной информатизации и автоматизации процессов налогового администрирования, а также снижение рисков коррупции за счет минимизации контактов сотрудников налоговых органов с налогоплательщиками;

повышение собираемости налогов и других обязательных платежей, прежде всего, путем развития и расширения производства товаров (работ, услуг), наиболее полного охвата налогоплательщиков и учета объектов налогообложения;

унификация и сокращение количества налогов и других обязательных платежей, упрощение порядка составления расчетов и ведения налоговой отчетности;

раннее предупреждение и профилактика налоговых правонарушений, повышение эффективности камерального и других мер дистанционного контроля при минимальном вмешательстве в финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, а также сокращение уровня теневой экономики.

 Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Scroll Up

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: