Налоговые и бухгалтерские изменения с 2017 года в Узбекистане

В связи с выходом Постановлении Президента Республики Узбекистан 27.12.2016 г. ПП-2699 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2017 год» меняется многие процентные ставки в бухгалтерских отчетах и соответствующие нормы налоговых ставок по отношению налогообложения и сборов юридических и физических лиц.

С изменениями в законодательстве можете ознакомится скачав этот документ. Скачать pdf версию.

Ставки по основным налогам сохранены

По следующим налогам и обязательным платежам ставки сохранены на уровне 2016 года:
НДФЛ – четырехступенчатая шкала с нулевой ставкой, минимальной – 7,5%, средней – 17% и максимальной – 23%;
ЕСП – для микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств – 15%; для остальных плательщиков – 25%;
ЕНП – в зависимости от вида деятельности;
налог на доходы в виде дивидендов и процентов – 10%;
НДС – 20%;
налог на прибыль – базовая – 7,5%; для коммерческих банков – 15%; для юрлиц, получающих доходы от проведения аукционов, организации массовых зрелищных мероприятий путем привлечения юридических и физических лиц (включая нерезидентов), имеющих лицензию на занятие концертно-зрелищной деятельностью, – 35%;
налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры – 8%;
обязательные отчисления в государственные целевые фонды:
внебюджетный Пенсионный фонд – 1,6%;
Республиканский дорожный фонд – 1,4 %;
Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений – 0,5%;
налог на имущество юрлиц – 5%;
налоги и специальные платежи для недропользователей – налог за пользование недрами, налог на сверхприбыль, бонусы;
единый земельный налог – 0,95%;
сборы и отчисления в Республиканский дорожный фонд.

Проиндексированы ставки налога за пользование водными ресурсами

С 1 января 2017 года ставки налога за пользование водными ресурсами проиндексированы в среднем на 20% по сравнению с действовавшими в 2016-м. Индексация произведена в целях более эффективного использования водных ресурсов и укрепления доходной базы госбюджета.

Напомним, что объектом обложения налогом за пользование водными ресурсами является объем воды, используемой из поверхностных и подземных источников. Ставки налога установлены в сумах за 1 куб. метр использованной воды по категориям налогоплательщиков. Причем предприятия – производители безалкогольных напитков уплачивают налог за пользование водными ресурсами независимо от применяемой ими сис­темы налогообложения – общеустановленной или упрощенной.

Минимальные ставки арендной платы для арендодателей-физлиц увеличены

Доходы от сдачи имущества в аренду облагаются налогом исходя из суммы арендной платы, установленной договором. Однако эта сумма должна быть не ниже рассчитанной исходя из установленных минимальных ставок арендной платы.

Для физлиц, сдающих имущество в аренду, минимальные ставки месячной арендной платы увеличены в 1,5 раза и установлены в следующих размерах:

1) помещения (в сумах за 1 кв.м общей площади):

  • жилые:

в Ташкенте – 4 500;

в Нукусе и городах областного подчинения – 3 000;

в других населенных пунктах – 1 500;

  • нежилые:

в Ташкенте – 9 000;

в Нукусе и городах областного подчинения – 6 000;

в других населенных пунктах – 3 000;

2) автотранспорт (в сумах за 1 автотранспортное средство):

легковой автомобиль (автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, багажа и имеющее не более 8 мест для посадки, не считая места водителя) – 330 000;

микроавтобусы, автобусы и грузовые автомобили – 645 000.

Напомним, что для юрлиц минимальные ставки арендной платы за пользование недвижимым госимуществом ежегодно утверждаются хокимиятами областей и г.Ташкента.

Сбор останется стабильным на протяжении года

С 2017 года сборы за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказания отдельных видов услуг будут уплачиваться исходя из МРЗП на начало года (на 1 января 2017 г. – 149 775 сум.). Это значит, что их сумма не будет пересматриваться в течение года при изменении МРЗП, как это было раньше.

Предельные ставки сборов остались на прежнем уровне. Конкретные же ставки определяются представительными органами госвласти на местах и не могут превышать предельных ставок, установленных законодательством.

Напомним, что сборы уплачиваются за право:
розничной торговли алкогольной продукцией, включая ее реализацию предприятиями общепита, – 5 МРЗП за 1 месяц торговли;
розничной торговли изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней – 3,5 МРЗП за 1 месяц торговли;
оказания платных услуг по времен­ному хранению автотранспортных ­сред­ств – 8 МРЗП за каждый месяц. При этом размер сбора в г.Ташкенте не может быть менее 5 МРЗП, в областных цент­рах – 3 МРЗП, в других населенных пунктах – 2 МРЗП в месяц.

Упрощен порядок расчета ЕСП для строителей, общепита и розницы

Предприятия этих отраслей определяют минимальный размер ЕСП исходя из минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда (Положение, рег. МЮ №2173 от 28.12.2010г.). Процедура расчета является многоступенчатой и для большинства бухгалтеров – очень сложной. Как результат – час­тые ошибки, пени и штрафы, а также сложность в налоговом администрировании.

Теперь расчет ЕСП для розницы, общепита и строительства  значительно упростится: они будут рассчитывать минимальный ЕСП, как и другие хозсубъекты, то есть исходя из кратных размеров минимальной зарплаты (Положение, рег. МЮ №2095 от 13.04.2010г.):
0,65 МРЗП в месяц на каждого работника – для микрофирм и малых предприятий;
1 МРЗП в месяц на каждого работника – для остальных плательщиков ЕСП.

Напомним, что этот порядок не распространяется на фонд оплаты труда инвалидов, работающих в спеццехах, на участках и предприятиях, а также на вновь созданные субъекты малого предпринимательства в течение 6 месяцев с даты госрегистрации. Если же они строят в этот период объекты для собственных нужд, то могут не учитывать минимальный размер ЕСП до истечения 6 месяцев со дня утверждения акта приемки законченного объекта, но не более года с даты госрегистрации.

Плата за использование абонентского номеравыросла на 33%
Размер платы за использование абонентского номера, которую уплатят в 2017 году сотовые компании, увеличен до 2 000 сум. в месяц (в 2016 году – 1 500 сум.). При этом изменился и порядок ее распределения:
85% – в бюджет;
15% – в Фонд развития информа­ционно-коммуникационных технологий при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций. Для этой части платы предусмотрено целевое использование – она пойдет на реализацию инвестиционных проектов и программ информатизации и развития телекоммуникационных сетей.

По экспертным оценкам, увеличение платы за использование абонентского номера практически не скажется на стоимости услуг мобильной связи.
Повышены ставки налога на имущество физических лиц
Ставки налога на имущество физлиц на 2017 год увеличены по сравнению с действовавшими в 2016 году в среднем на 16%. Новые ставки налога установлены в следую­щих размерах:
базовая ставка (общая площадь до 200 кв.м) – 1,7% (2016г. – 1,5%);
в городах:
общая площадь свыше 200 до 500 кв.м – 2,1% (2016г. – 1,8%);
общая площадь свыше 500 кв.м – 2,9% (2016г. – 2,5%);
в прочих населенных пунктах (общая площадь свыше 200 кв.м) – 2,1% (2016г. – 1,8%).

Напомним, что налогом на имущество физлиц облагаются их жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и другие строения, помещения, сооружения, находящиеся на территории республики. Налогооблагаемой базой является инвентаризационная стоимость этих объектов по данным Гос­комземгеодезкадастра. Он осуществ­ляет кадастровую оценку недвижимости для целей налогообложения и формирует кадастровую базу данных о правах на недвижимость. Эта база и является источником информации для исчисления налога на имущество физлиц.
Бывают случаи, когда по каким-либо объектам имущества нет стоимостных данных. Тогда за налого­облагаемую базу принимается условная стоимость имущества:
в г.Ташкенте и областных центрах – 20 328 тыс. сум.;
в других городах и сельской местности – 8 833 тыс. сум.

По новым (вновь возведенным) жилым домам, которые еще не зарегистрированы в установленном порядке и не оценены, налог на имущество взимается исходя из двукратного размера условной стоимости имущества.

Порядок уплаты налога не изменился. Как и в 2016 году, он уплачивается исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (но не ниже 3 000  тыс. сум.) и установленной ставки.
Пример. Инвентаризационная стоимость однокомнатной квартиры в Ташкенте по кадастровым документам составляет 2 500 тыс. сум., ее общая площадь – 28 кв.м. Исходя из этой стоимости квартиры и ставки налога, соответствующей ее площади, сумма налога на имущество составит: 2 500 х 1,7% = 42,5 тыс. сум. Однако заплатить придется не 42,5, а 51 тыс. сум., потому что облагаться будут не 2 500 тыс. сум., а 3 000 тыс. сум. (3 000 х 1,7%).

Увеличены ставки налога на потребление бензина и дизтоплива для транспортных средств

Для укрепления доходной базы местных бюджетов с 1 января 2017 года повышаются ставки налога на потребление бензина и дизельного топлива для транспортных средств:
бензин – 465 сум. за литр/617 700 сум. за тонну;
дизельное топливо – 465 сум. за литр/565 000 сум. за тонну.

Ставки налога по газу остались без изменения:
сжиженный газ – 230 сум. за литр/ 436 300 сум. за тонну;
сжатый газ – 275 сум. за куб.м.

При реализации бензина, дизтоплива и сжиженного газа через автозаправочные станции налог исчисляется из расчета за 1 литр, а в остальных случаях – из расчета за 1 тонну.
Напомним, что с 2016 года расширена налогооблагаемая база по налогу за счет включения в нее объемов нефтепродуктов, вырабатываемых на давальческой основе из импортируемого сырья по договорам комиссии, для определенных хозсубъектов. Их перечень, а также порядок исчисления и уплаты ими налога определяются Минфином и ГНК.

Изменена ставка страховых взносов
С 1 января 2017 года ставка обязательных страховых взносов граждан установлена в размере 8% (в 2016 году – 7,5%).
Право граждан Узбекистана на получение пенсии в старости, в случае утраты трудоспособности (по инвалидности) или потери кормильца, а также ее минимальный размер гарантированы Конституцией (ст.39). Источник выплаты пенсий – внебюджетный Пенсионный фонд, средства которого формируются в том числе и за счет отчислений страховых взносов граждан. Для обеспечения своевременности и полноты выплат пенсий, пособий и компенсаций из Пенсионного фонда необходима сбалансированность его доходов и расходов. Именно в этих целях и осуществ­лена данная мера.

Пособие по беременности и родам платит работодатель

Установленный постановлением ­Президента от 22.12.2009 г. №ПП-1245 порядок выплаты работающим женщинам пособий по беременности и родам за счет средств работодателей продлен до 1 января 2018 года.
Для справки: с 1 января 2010 года пособия по беременности и родам работающим женщинам выплачивают работодатели. До этого пособие выплачивалось за счет средств внебюджетного Пенсионного фонда на основании представленной предприятием в районные (городские) отделы соц­обеспечения заявки на получение средств.

В 2017 году выплата пособий по беременности и родам работающим женщинам будет производиться также за счет работодателей. Выплаты пособий по беременности и родам женщинам, работающим в бюджетных организациях, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов.
Внесены изменения в порядок назначения пособия по беременности и родам. Так, размер пособия будет дифференцирован в зависимости от фактически проработанного времени. Причем проработанный период учитывается как для поступающих на работу в первый раз, так и для возобновляющих свою трудовую деятельность после перерыва свыше 12 месяцев:
до 6 месяцев со дня принятия на работу – 50% от среднемесячной зарплаты за время нахождения в отпуске по беременности и родам;
с 6 до 12 месяцев – 75%;
свыше 12 месяцев – 100%.
Пример. Женщина поступила на работу в первый раз и уходит в отпуск по беременности и родам, не проработав и 6 месяцев. Ей будет назначено пособие в размере 50% от среднемесячной заработной платы. Если же женщина нигде не работала больше года, устроилась на работу и через 11 месяцев уходит в отпуск по беременности и родам, она сможет получить пособие в размере 75% от своей среднемесячной зарплаты.

Таким образом, пособие в размере 100% можно будет получить при условии годовой отработки после первого поступления на работу или после перерыва в работе больше 12 месяцев или если перерыв в работе был менее 12 месяцев.

Самир Латыпов, Ирина Ахметова, эксперты «Norma Online».

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*