Налоги должны стать проще: как реформировать систему, чтобы в выигрыше остались все

Картинки по запросу налогиАналитик Мансур Тангишов сравнивает максимальные налоговые выплаты, которые несет работодатель с каждого сотрудника в Узбекистане, Казахстане, России и Грузии, и объясняет, как можно упростить нашу систему налогообложения.

Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе.

Оливер Уэнделл Холмс-старший

Налогообложение — важнейший фактор развития бизнеса и общества в целом. Чтобы обеспечить свои функциональные обязанности перед народом, правительство должно позаботиться о справедливой системе сбора налогов и отчислений. Дефекты системы налогообложения могут привести к дефолту. Сложность системы замедляет экономический рост.

В Узбекистане за последние 10 лет произошло много изменений в сфере налогообложения. Создание казначейства Министерства финансов — огромный шаг в сторону объединения налоговых поступлений в одном котле. Но многие проблемы остались нерешенными.

Первый интересный момент — разделение пенсионных отчислений (отдельно со стороны работодателя и сотрудника), а также увеличение их объемов для сотрудников в течение последних десяти лет.

Проценты отчислений во Внебюджетный пенсионный фонд при Министерстве финансов

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Обязательные страховые взносы граждан

4

4,5

5,5

6

6,5

7

7,5

8

Отчисления от единого социального платежа

24,8

24,8

24,8

24,8

24,8

24,8

24,8

24,8

Обязательные отчисления от объема реализации товаров (работ, услуг) кроме представителей малого бизнеса

1,5

1,6

1,6

1,6

1,6

1,6

1,6

1,6

Обязательные отчисления от объема реализации товаров (работ, услуг) для представителей малого бизнеса*

24,8

24,8

24,8

24,8

24,8

14,8

14,8

14,8

* За исключением случаев, предусмотренных законодательством

В течение последних восьми лет процент отчисления от доходов физических лиц в Пенсионный фонд увеличился в два раза. Причина этому, возможно, рост пенсионных выплат и пособий для растущего социально уязвимого слоя населения. На сегодняшний день предпринимательские субъекты или организации, не являющиеся представителями малого бизнеса, платят 32,8% (24,8% от Фонда оплаты труда (ФОТ) и 8% от имени работника по реестру) от ФОТ каждому работнику и отдельно 1,6% от дохода (выручки с основной деятельности).

С 2015 года представители малого бизнеса и предпринимательства имели возможность платить меньше чем 10% от ФОТ. Это помогло сократить расходы при выплате зарплаты работникам. Но увы, при назначении минимальных заработных плат работникам имеются другие требования — обязательное отчисление от выплаченной зарплаты на каждого работника составляет от 0,5 до 1 МРЗП в зависимости от вида деятельности.

Кроме этого, постепенное увеличение процента обязательных страховых взносов граждан приведет к увеличению начислений, чтобы сохранить хотя бы тот оклад, который обычно получает работник.

База для обязательных страховых взносов — начисленная сумма. Например, в прошлом году работнику начислили 1 млн сумов, а на руки он получил к примеру 800 тыс. сумов после выплаты подоходного налога и 7,5% в пенсионный фонд. В этом же году из-за повышения ставки до 8% он получит 795 тыс. сумов. При этом за начисление 1 млн сумов работодатель должен отдельно отчислить ЕСП в размере 250 или 150 тыс. сумов. Так что если он хочет сохранить работнику оклад в размере 800 тыс. сумов, он вынужден начислять больше и платить больше ЕСП.

Можно объединить обязательные страховые взносы граждан и отчисления от ЕСП, так как их базы одинаковы и сторонам нет разницы, какова доля отчислений. Всё равно реестром работодатель отправляет отдельный отчет в фонд.

Во сколько обходится сотрудник работодателю — сравнительная таблица

Налоги таблица 2

Максимальные расходы работодателя в Узбекистане значительно выше, чем в трех других станах. Несмотря на то, что в России значительно выше отчисления в пенсионный фонд, работники в РФ имеют дело только с фиксированной 13-процентной ставкой подоходного налога, так как работодатель сам в качестве налогового агента осуществляет все выплаты (в пенсионный фонд, Налоговый комитет, страховые взносы). По сравнению с Узбекистаном в России отчисления в пенсионный фонд меньше, так как у нас сотрудник и работодатель в совокупности выплачивают 8% + 24,8% = 32,8% или 8% + 14,8% = 22,8% от начисленной зарплаты.

В Казахстане работодатели и работники тоже значительно меньше платят и в пенсионный фонд, и по другим сборам. И самое важное: база подоходного налога работника уменьшается на сумму пенсионного взноса и 1 МЗРП. Это увеличивает чистый доход работников.

В РФ есть небольшая льгота по уменьшению базы подоходного налога для тех, у кого в семье есть иждивенцы. А в Грузии работодатель и работник выплачивают только 20-процентный налог, который включает себя все виды отчислений и сборов. Благодаря налоговым реформам в Грузии сейчас только шесть видов налогов. Опыт Грузии надо изучить очень тщательно, так как за последние годы их система опередила самые развитые налоговые системы мира.

Для налоговой системы Узбекистана тоже пришли времена реформ, и начинать надо с упрощения системы отчетности и выплаты отчислений и налогов.

Многие виды налогов надо объединить, не надо мучить предпринимателей, требуя выплату более чем 10 видов налогов по разным направлениям. Следует рассчитать эффект упрощения и сократить виды налогов поэтапно.

Можно начать с налога на прибыль и налога на инфраструктуру — налогооблагаемая база у них одинакова, какой смысл отчислять отдельно и отдельно отчитываться по каждому виду налога? Так же надо поступить и с остальными видами налогов и отчислений, сейчас век информационных технологий, все платежи и отчисления надо сделать автоматизированными и предельно простыми, чтобы и предприниматели, и наемные работники понимали их и выплачивали вовремя и бесперебойно.

Надо признать, что действующие виды налогов и сборов запутывают даже самых опытных бухгалтеров и многих налоговиков.

Плановые налоговые проверки не должны ставить целью найти ошибку и оштрафовать предпринимателя с перерасчетом задним числом, который немыслим во многих развитых странах. Вследствие этого растет коррупция, многие предприниматели разоряются. Проверки должны быть прозрачными и помогать вести бизнес правильно.

Для развития крупного бизнеса надо тоже принимать упрощенную систему, но по другим ставкам. Именно это может привести к появлению крупных прибыльных предприятий, которые будут экспортировать товары в больших объемах. Многие предприниматели, считая выгодными льготы для малого бизнеса, создают несколько фирм. Имея возможность расширить бизнес при выгодных и простых условиях налогообложения, они могли бы превратить сеть своих фирм в единую крупную фирму. И спокойно продолжать деятельность, не боясь ошибиться и не уплатить какой-то из множества налогов и сборов.

Для физических лиц надо принимать фиксированные ставки для максимального эффекта уплаты налогов и понимания действующей системы. Каждый работник должен знать, что на руки он получает ту сумму, который останется после уплаты конкретного вида фиксированного налога. В настоящее время большинство людей даже не имеют представления, под какую шкалу подоходного налога попадает их зарплата в том или ином случае.

Следует рассчитать эффект каждого изменения в объединений и назначении фиксированных налогов за определенный период и только потом применить на практике эти изменения. Если налогоплательщикам будут понятны конкретные виды фиксированных и единых ставок, то постепенно поступления будут увеличиваться.

kommersant.uz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Share

One thought on “Налоги должны стать проще: как реформировать систему, чтобы в выигрыше остались все

  1. Pingback: Может ли налоговая концепция стать причиной повышение пенсионного возраста - FINANSIST.UZ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*